Проблемы жкх в россии 2020

Содержание
  1. Проблемы функционирования ЖКХ в современной России
  2. Основные проблемы ЖКХ в 2020 году
  3. Проблемы ЖКХ с точки зрения населения
  4. Создание фонда содействия реформированию системы ЖКХ
  5. Перспективы развития отрасли ЖКХ
  6. Работа управляющих организаций в 2020 году: законопроекты и последствия судебной реформы
  7. Как предлагается решать жилищные проблемы: основные задачи Стратегии-2035
  8. Законодательные инициативы на 2020 год
  9. Изменения, о которых нужно знать УО, чтобы организовать судебную работу
  10. Что нужно знать о групповых исках при оспаривании решений ОСС
  11. Мало не покажется: в сфере ЖКХ грядут перемены. Россиянам предложат серьёзно раскошелиться
  12. Пандемию заложили в тарифы
  13. «Умные» счетчики ограбят потребителей
  14. Ресурсы отключат за долги
  15. Невеселые прогнозы
  16. Экономическая характеристика жилищно – коммунального хозяйства как отрасли экономики РФ. Современные проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ
  17. 1. Что такое ЖКХ и каков состав жилищно – коммунального комплекса РФ?
  18. 2. Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ
  19. 3. Проблемы ЖКХ в России
  20. 4. Проблемы предприятий ЖКХ
  21. 5. Реформы ЖКХ в России

Проблемы функционирования ЖКХ в современной России

Проблемы жкх в россии 2020

Благоустройство домов – одна из серьезных проблем, которая касается практических всех городов России.

Многие собственники жилья ежемесячно исправно платят за содержание придомовой территории в надлежащем виде, однако не все понимают, как иногда сложно и тяжело управляющим компаниям и ЖКХ выполнять свои обязанности.

Какие проблемы ЖКХ существуют сегодня в России? Многие россияне считают своей главной проблемой ситуацию с жилищно-коммунальным хозяйством.

В последние несколько лет идет реформирование ЖКХ, но многие люди считают, что проблемы на самом деле не решаются, а наоборот, нарастают. Можно ли навести порядок в этой сфере, куда пропадают деньги, как обеспечить нормальное функционирование городов?

Основные проблемы ЖКХ в 2020 году

Давайте рассмотрим главные проблемы в ЖКХ и пути их решения коротко и ясно:

  1. Высокие тарифы и их необусловленный рост. Многие граждане РФ обеспокоены тем, что им приходится тратить немалые суммы на услуги ЖКХ. Плюс к этому многих возмущает непрозрачность расходования средств.
  2. Отсутствие нормального качества предоставляемых услуг. Почему сотрудники ЖКХ не справляются со своими обязанностями? Этому есть два объяснения. Первое: старые коммуникации работают неэффективно, много энергии тратится в никуда и эти потери должны оплачивать жильцы дома. Второе: в ЖКХ нередко работают сотрудники, которые не соответствуют занимаемой должности, поэтому выполняют работы неправильно, непрофессионально, из-за чего страдает качество работ.
  3. Отсутствие контроля за предприятиями жилищно-коммунальной отрасли. Государство недостаточно контролирует эту сферу, а ЖКХ чувствуют свою безнаказанность, поэтому нередко люди сталкиваются с мошенническими схемами и аферистами, берущими за свои услуги втридорога, а по факту не предоставляющие эти услуги.

Решить главные проблемы управляющих компаний ЖКХ в 2020 году можно такими путями:

  1. Государство должно взять на контроль деятельность ТСЖ, управляющих компаний и разработать правовую ответственность за недобросовестную работу этих организаций. Также важно, чтобы правительство ликвидировало монополистов, которые устанавливают заоблачные цены на коммунальные услуги. Необходимо создать здоровую конкурентную среду для управляющих компаний.
  2. Найти дополнительные источники финансирования, чтобы можно было произвести полную модернизацию коммунальной инфраструктуры. Износившиеся, прогнившие трубы, газопровод, канализацию, старые электрические сети – все это нужно поменять, чтобы люди не переплачивали за потерю энергии. Дополнительно для снижения энергетических потерь следует установить систему энергосбережения в каждом доме, а также поставить новые приборы учета, чтобы жильцы не прибегали к мошенническим схемам.
  3. Создание общественных организаций для осуществления контроля за работой ЖКХ. Члены таких организаций должны контролировать ход проведения капитального ремонта, замену окон, работы по благоустройству прилегающей к дому территории и т. д.

Проблемы ЖКХ с точки зрения населения

Жильцы многоквартирных домов особое внимание уделяют таким проблемам в жилищно-коммунальном хозяйстве, как:

  • высокие тарифы на услуги;
  • плохое качество предоставляемых услуг;
  • отсутствие капитального или косметического ремонта (не окрашиваются подъезды, не ремонтируются окна/двери/лавки и т. д.);
  • коррупция в сфере ЖКХ, воровство;
  • отсутствие государственного контроля за деятельностью управляющих компаний;
  • отсутствие нормального благоустройства территории;
  • отсутствие нормального напора воды, отопления, проблемы с поставкой газа;
  • аварийное состояние домов;
  • плохие дороги на придомовой территории;
  • некомпетентность работников ЖКХ;
  • отсутствие финансовой отчетности перед населением;
  • плохой вывоз мусора (несвоевременный, грязная уборка);
  • отсутствие детских площадок возле дома, лавочек, урн и др.

Для успешного реформирования системы ЖКХ в России необходимо сделать следующие шаги:

  1. Изменить законодательную базу, внедрить лицензирование управляющих компаний.
  2. Создать базу злостных неплательщиков коммунальных услуг, чтобы как-то влиять на них (например, пока не оплатил долги по ЖКХ, то ни один банк не выдаст потребительский кредит).
  3. Предоставить населению возможность получения бесплатной консультации от юристов по части ЖКХ. Это нужно для того, чтобы население было осведомлено о проблемах ЖКХ, о путях их устранения. Важно работать с людьми, чтобы они понимали, почему эта сфера имеет те или иные проблемы, и как каждый житель может повлиять на деятельность управляющих компаний.
  4. Повысить эффективности использования основных средств ЖКХ путем применения современных технологий и материалов при проведении ремонтных работ.

Создание фонда содействия реформированию системы ЖКХ

В 2007 году был подписан Федеральный закон № 185–ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ».

Цель этого фонда в том, чтобы направить все силы на создание благоприятных и безопасных условий проживания людей, повысить качество услуг и избавиться от проблем реформирования, внедрить ресурсосберегающие технологии, обеспечить финансовую поддержку субъектам РФ для проведения ремонтов и др.

Основная идея реформы в том, что жильцы должны перейти к самоуправлению. Это значит, что сами владельцы квартир должны следить за состоянием общедомового имущества, заниматься благоустройством прилегающих территорий и нести за это ответственность.

Поэтому в последнее время все чаще стали появляться товарищества собственников жилья, которые лично управляют домом.

Перспективы развития отрасли ЖКХ

Проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ – неоднократная и очень многогранная тема для дискуссий. В 2011 году ЖКХ вступило в полосу инновационных преобразований.

Если ранее правительство ставило перед собой задачу – сформировать прозрачную цепочку «потребитель – управляющая компания – ресурсоснабжающая организация» с целью устранения конфликтов между жильцами дома и поставщиками услуг, то по состоянию на 2020 год основные проблемы в жилищном законодательстве были устранены.

Так, сегодня можно упростить создание ТСЖ, была создана здоровая конкуренция, были четко установлены нормативы потребления коммунальных услуг (разграничение на индивидуальное и общедомовое потребление).

Теперь платежи по коммунальным услугам рассчитываются справедливо и обоснованно. Граждане теперь понимают, что указано в их счетах и за что они должны платить.

Проблемы функционирования ЖКХ в современной России и перспективы развития этой отрасли сводятся к следующим положениям:

  1. В сфере управления многоквартирными домами – важно создать такие условия, при которых количество удовлетворенных жильцов дома будет возрастать. Для этого нужно повышать ответственность собственников квартир, своевременно делать ремонт и др.
  2. В сфере проведения ремонта – своевременно проводить ремонт надлежащего качество и по оправданной цене. Для повышения эффективности системы капитального ремонта нужно привлекать дополнительные источники финансовых ресурсов, например, это может быть кредитование.
  3. В сфере устранения аварийного жилого фонда – государство взялось защищать социально незащищенные слои населения путем их переселения из аварийных квартир в нормальные условия проживания. Для этого оно планирует создать некоммерческий фонд аренды, выделяемый муниципалитету для возведения домов в целях переселения людей при условии возврата средств сроком до 30 лет.
  4. В сфере теплоснабжения – правительство обяжет теплоснабжающие предприятия нести ответственность за качественную и надежную подачу тепла.
  5. В сфере подачи горячей воды – правительство запланировало провести многоступенчатый переход от использования открытых систем горячего водоснабжения до закрытых систем. Это поможет уменьшить потерю тепловой энергии.
  6. В сфере подачи холодной воды задача правительства – обеспечить все население России качественной питьевой водой. При этом неважно, какой у человека достаток или какое у него социальное положение. Вода должна быть качественной в любом случае. Для реализации этого положения необходимо будет проводить очистку сточных вод, устранять осадки, уменьшать воздействие антропогенных факторов на окружающую среду.
  7. В сфере усовершенствования и повышения энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства – планируется привлекать частных инвесторов, чтобы те вкладывали деньги в ЖКХ.

В сфере ЖКХ существует множество проблем: неоправданные платежи, некачественное предоставление услуг, отсутствие контроля и, как следствие, безнаказанность работников ЖКХ.

Сегодня для развития сферы ЖКХ необходимо разрабатывать и успешно внедрять комплекс мероприятий, направленных на развитие инновационных технологий, на поиск инвесторов, создание заинтересованности каждого владельца квартиры в многоквартирном доме осуществлять контроль за управляющей компанией и повышать эффективности ее работы.

Источник: http://expert-home.net/problemy-zhkh/

Работа управляющих организаций в 2020 году: законопроекты и последствия судебной реформы

Проблемы жкх в россии 2020

27 февраля Сусана Киракосян провела для нас онлайн-семинар, на котором рассказала о законах и законопроектах, которые повлияют на работу организаций сферы ЖКХ уже в этом году. Читайте подробности.Итоговая конференция-2019: изменения в НПА и новое в практике ВС РФ

Как предлагается решать жилищные проблемы: основные задачи Стратегии-2035

Первое, на что Сусана Киракосян обратила внимание управляющих организаций в рамках онлайн-семинара «Правила работы организаций ЖКХ в 2020 году: новые законы и законопроекты», – обзор Стратегии развития ЖКХ-2035. Ожидания на её счёт серьёзные, ведь она предполагает преемственность от действующей сейчас стратегии.

Смотрите видео на нашем -канале →

Стратегия разделена на блоки, каждый из которых освещает ситуацию в разных направлениях ЖКХ и даёт прогнозы, каким законодатели видят будущее по этим направлениям.

Можно выделить следующие основные задачи стратегии в части управления жильём:

  • В Жилищный кодекс РФ предлагается включить понятие многоквартирного дома как единого объекта недвижимости.
  • Способ управления ТСЖ имеет наиболее высокий потенциал с точки зрения создания института ответственных собственников и развития рыночных отношений.
  • Каждый владелец помещения в МКД становится членом товарищества собственников недвижимости с момента приобретения квартиры.
  • Управление МКД должна осуществлять профессиональная управляющая организация, основная функция которой – платформа, на которой собственники выбирают квалифицированных аттестованных исполнителей для выполнения работ и услуг по содержанию.
  • Предлагается разделить перечень мероприятий по управлению жильём на «Базовый» (выделение содержания управляющей организации, услуги по обеспечению безопасности, обязательно в каждом доме) и «Комфорт».
  • Собственники могут управлять домом самостоятельно. При этом управляющий должен подтвердить свою профессиональную квалификацию и нести полную ответственность за некачественное управление.

О том, что значат эти задачи, а также подробнее о планах по направлениям  проведения капитального ремонта и оказания коммунальных услуг вы узнаете, посмотрев видеозапись онлайн-семинара.ЖКХ России в будущем: что предлагают доработать эксперты

Законодательные инициативы на 2020 год

Все основные изменения, которые запланированы в жилищной сфере на текущий год, так или иначе связаны с цифровизацией. Это и дальнейшее упрощение судопроизводства, порядка взаимодействия всех участников рынка ЖКХ и порядка проведения общих собраний, реформирование системы госконтроля и надзора, защита персональных данных потребителей.

Персональным данным посвящено два законопроекта. Проект № 735817-7 предполагает использование в качестве идентификатора должников при обращении в суд единого лицевого счёта, который должен размещаться в ГИС ЖКХ.

Согласно законопроекту № 681872-7, при подаче иска или заявления о выдаче судебного приказа лицами, осуществляющими управление МКД, РСО или региональными оператором идентификаторы гражданина-должника необходимо указывать в случае, если они известны.

Законопроектом № 891841-7 законодатели предлагают запретить кредитным организациям, операторам национальной платёжной системы и платёжным агентам взимать комиссионное вознаграждение при внесении гражданами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Ожидается, что этот запрет благоприятно отразится на социальном положении граждан.

Введение единой процедуры ания прописано в законопроекте № 487583–7. Предлагается установить единые дни для ания и сделать его продолжительностью до 60 дней.

Порядок электронного ания планируется упростить. Если в ОСС не принял участие собственник, обладающий большинством , то такое собрание всё же будет иметь кворум при условии, что в нём примут участие иные собственники, обладающие не менее 2/3 .

Узнайте из видеозаписи онлайн-семинара о законопроектах, которыми предложено:

  • отменить срок исковой давности для истребования нежилых помещений в состав общего имущества,
  • упростить порядок проведения ОСС через конференции,
  • запретить отключение за долги некоторых коммунальных услуг,
  • расширить возможности судебных приставов.

Изменения, о которых нужно знать УО, чтобы организовать судебную работу

Сусана Киракосян рассказала о последствиях судебной реформы для сферы ЖКХ. Их нужно учитывать управляющим компаниям, чтобы организовать судебную работу.

Первое – для представителей установлен образовательный ценз. До обращения в суд нужно известить ответчиков о своих требованиях, то есть направить иск. Документы, подтверждающие отправку, нужно приложить к исковому заявлению при его подаче в суд. При этом с 13 декабря не требуется прикладывать копии документов, которых у ответчика нет.

В иске и заявлении о выдаче судебного приказа управляющим компаниям необходимо указывать любой из идентификаторов: СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта. До 30 марта 2020 года на это правило действует отсрочка.

Арбитражные суды теперь могут сообщать о фальсификации доказательств. Приоритет получили примирительные процедуры: переговоры, медиация, судебные примирители.

Регламент судебного примирения утвердил Верховный суд РФ в постановлении Пленума ВС РФ от 31.10.2019 № 41.

С 25 октября 2019 года действует правило, согласно которому в иске надо рассказать, как пытались примириться с ответчиком (подп. 7.1 п. 2 ст. 131 ГПК РФ, ст. 125 АПК РФ).

Введены правила о групповых исках (глава 22.3 ГПК РФ). «Подведомственность» заменена «компетенцией». Если суд установит, что дело должен рассмотреть суд другой системы, он не прекращает производство, а передаёт материалы «по компетенции».

Сусана Киракосян прокомментировала все эти положения, подробности вы узнаете из видеозаписи онлайн-семинара.Обзор судебной практики ВС РФ за 2019 год, касающейся работы УО

Что нужно знать о групповых исках при оспаривании решений ОСС

Первое, что нужно знать о групповых исках при оспаривании решений общих собраний собственников – условия для предъявления таких исков. Условий пять:

  1. Общий для всех членов группы ответчик.
  2. Общий предмет спора.
  3. Основанием являются схожие фактические обстоятельства.
  4. Использование одинакового способа защиты прав.
  5. На момент подачи иска присоединилось не менее 20 лиц.

О процедуре подачи групповых исков вы узнаете, посмотрев видео-запись онлайн-семинара.

Источник: https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/11245/rabota-uo-v-2020-godu-zakonoproekty-i-posledstviya-sudebnoy-reformy

Мало не покажется: в сфере ЖКХ грядут перемены. Россиянам предложат серьёзно раскошелиться

Проблемы жкх в россии 2020

иллюстрация: allevents.in

Во второй половине 2020-го в сфере ЖКХ произойдут серьезные изменения.

Если потребители думали, что июльская индексация тарифов — самое страшное, что могло случиться с ними в коммунальной сфере в этом году, то они заблуждались.

Перед жильцами, отмечают эксперты Московского Комсомольца, замаячила куда более страшная перспектива: установка «умных» счетчиков энергии, разумеется, за их счет, а также отмена моратория на начисление штрафов за неуплату «коммуналки».

К концу года вновь вернутся положения, по которым будет можно отключать должникам услуги и взимать деньги, которых у большинства граждан попросту нет из-за падения доходов. В перспективе мы увидим следующее: ресурсники в принудительном порядке будут отрубать воду и тепло у неплательщиков, что ни к чему хорошему не приведет.

«МК» собрал воедино те новации, которые ждут население в жилищно-коммунальной сфере до конца текущего года, и с помощью экспертов проанализировал их.

Пандемию заложили в тарифы

В июле тарифы ЖКХ все-таки проиндексировали, несмотря на то что денег у населения, мягко говоря, больше не стало. Удивляться этому не приходится: одна из немногих сфер, где планы правительства строго выполняются, независимо от обстоятельств, — это повышение стоимости коммунальных услуг.

Можно корректировать из-за коронавируса, например, программы строительства или переносить на 6 лет реализацию нацпроектов, но увеличение цен на необходимые ресурсы для потребителей с 1 июля прошло строго по расписанию.

Хотя ряд депутатов и чиновников требовали отказаться от подобного шага, да и ряд ведомств — например, Федеральная антимонопольная служба — выступали против. Но тарифы преспокойно подняли — на 4% в среднем по стране и ни процентом ниже, как и было заранее намечено.

И неважно, что общая инфляция за июнь составила 3,2% год к году, а за первое полугодие — 2,8%, по данным Росстата. Новые тарифы «дальновидно» работают на опережение, на перспективу. К слову, они не просто превышают темп инфляции на 40%. Само их увеличение во многом формирует усиление роста цен.

Наталья Чернышева, директор «Организации народного контроля»:

  • Повышение тарифов с июля 2020 года вместо моратория, на который все надеялись до последнего, еще сильнее ударит по карманам граждан и никак не будет способствовать собираемости платежей. Тарифы выросли в среднем на 4%, а собираемость может упасть на 15–20%. Таким образом, повышение тарифов, на котором настаивали ресурсоснабжающие компании, никак не покроет снижение общих платежей, ситуация только ухудшится. Особенно неприятно заметить в платежках возвращение ранее временно отмененных взносов на капремонт в некоторых регионах. Это тоже заставит многих жильцов отложить платежи до лучших времен, учитывая отсутствие санкций за просрочку.

Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский:

  • Ситуация с коммунальными платежами останется очень напряженной. Отсутствие источников доходов у людей на протяжении нескольких месяцев не могло не отразиться на финансовой дисциплине, и проблема жилищников в том, что в списке первоочередных платежей они идут не первыми, а только после долгов разнообразным кредитным организациям — банкам, МФО. С индексацией тарифов пропорционально вырастет и количество долгов. Собираемость платежей за пандемию снизилась на четверть, а в ряде регионов и на 35–40%, поэтому общий долг в полтора триллиона рублей, накопленный физическими и юридическими лицами, будет только расти и может дойти до двух триллионов к концу года, особенно после отмены моратория на пени и окончания кредитных каникул. Логичным решением было отменить июльскую индексацию тарифов и распределить ее между следующими повышениями цен, но сделано этого не было.

«Умные» счетчики ограбят потребителей

С 1 июля ресурсоснабжающие компании должны устанавливать потребителям «умные» счетчики за свой счет (раньше это производилось за счет потребителя).

Замене подлежат устаревшие приборы, которые допускают расхождения в показаниях потребления, — это самые старые счетчики, в которых нельзя предусмотреть тариф «день-ночь» или другие тарифы.

Организации свои затраты по установке счетчиков включат в тариф на электроэнергию. Цена одного прибора может достигать 10 тысячрублей.

Директор «Организации народного контроля» Наталья Чернышева:

  • Переход на «умные» счетчики с разделением тарифов на дневные и ночные должен в конечном итоге привести к экономии для тех потребителей, у кого раньше был однотарифный счетчик. Даже с учетом того, что стоимость замены счетчиков и их обслуживания будет включена в тариф, его повышение должно быть компенсировано уменьшением затрат, если ресурс использовали ночью. Если, например, люди будут откладывать включение стиральных и посудомоечных машин на время после заката, экономия по счетам на электроэнергию может составить около 15%. Однако неясно, как замена счетчиков на «интеллектуальные» может помочь тем, кто уже сейчас установил у себя многотарифные счетчики и научился ими правильно пользоваться. Скорее всего, для них эта замена обернется только повышением тарифа. Но хочется надеяться, что в любом случае это повышение будет не более 0,5%.

Замдиректора центра управления ЖКХ Института отраслевого менеджмента РАНХиГС евгений Блех:

  • Переход на «умные» счетчики не должен повлиять на стоимость электроэнергии. Доход от «умных» счетчиков получают поставщики, и они должны устанавливать их за свой счет. Перекладывать эти затраты на потребителей недопустимо. Даже при высокой задолженности отключать подачу ресурсов населению никто не будет, впереди зима.

Председатель Совета директоров консалтинговой компании «Инноватика» Александр Гурылёв:

  • Естественно, все приборы, которые устанавливаются в жилом доме, устанавливаются за счет потребителей. Будет ли эта установка требовать оплаты сразу или в рассрочку — зависит от условий, которые предлагает управляющая компания или ресурсоснабжающая организация. Рекомендация жителям — внимательно смотреть на те предложения, которые поступают, потому как привычное доверие к управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям может дать возможность некоторым компаниям завысить стоимость приборов монтажа и ежегодного обслуживания.

Ресурсы отключат за долги

С россиян хотят начать взыскивать долги за услуги ЖКХ уже с сентября 2020-го. С таким предложением выступил глава думского комитета по энергетике Павел Завальный.

Так, вместо января 2021-го мораторий на начисление штрафов за неуплату услуг могут отменить уже с осени. Запрет на взимание долгов ввели в апреле, и граждане успели накопить серьезные суммы.

Если инициативу депутата поддержат, ресурсники смогут отключить неплательщикам, например, горячую воду.

Директор «Организации народного контроля» Наталья Чернышева:

  • Мораторий на штрафы, пени и отключения за неуплату до 1 января 2021 года был правильной мерой, однако теперь, с повышением тарифов и возвратом взносов на капремонт, это может привести к еще большему откладыванию оплаты счетов и увеличению кассового разрыва в платежах. Сейчас нет единой методики подсчета задолженности по ЖКХ, поэтому цифры могут варьироваться, но можно предположить, что собираемость упадет во втором полугодии еще примерно на 20% по сравнению с периодом самоизоляции. Люди, потерявшие работу или существенную часть дохода, не смогут быстро восстановить прежние позиции. По некоторым прогнозам, количество безработных возрастет с нынешних 2,4 млн человек до 5 млн к концу 2020 года, а по пессимистичным прогнозам и до 7 млн человек. Сейчас гражданам можно порекомендовать как можно быстрее обращаться за субсидиями по ЖКХ вследствие падения уровня доходов, тем более что выплата субсидий не зависит от суммы имеющейся задолженности. А если не обращаться за субсидиями и надеяться на быстрое улучшение ситуации, можно к январю 2021 года оказаться в очень неприятной ситуации с огромной суммой долгов за 8–9 месяцев.

Невеселые прогнозы

Эксперты убеждены, что ситуация с падением доходов и безработицей будет только увеличивать задолженность на десятки миллиардов рублей.

В среднем к концу года собираемость может понизиться примерно на 40–50%, и здесь очень важна была бы помощь от государства — как для ресурсников, чтобы компенсировать снижение получаемых ими платежей, так и массовые субсидии для граждан, которые помогли бы повысить собираемость коммунальных платежей.

Например, если установить существенные субсидии в 50% для тех, у кого нет задолженности, то это могло бы стимулировать более раннюю оплату счетов по ЖКХ. Иначе из-за падения доходов и безработицы задолженность будет только расти.

Главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман:

  • Реальные доходы населения, учитывающие инфляцию, снижаются на 6% во 2-м квартале, еще до увеличения тарифов ЖКХ, по официальному прогнозу Минэкономразвития. В целом в 2020-м, по иронии цифр, предполагается уменьшение реальных располагаемых доходов на 3,8% — почти на столько же, на сколько подорожает «коммуналка». НИУ ВШЭ прогнозирует падение реальных доходов людей на 8,2–12,1% в этом году. Тарифы растут — доходы падают, что приведет к нагнетанию роста неплатежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Еще на конец «допандемического» первого квартала 2020-го данная задолженность составляла 1,03 трлн рублей, по данным Минстроя. Это в 1,8 раза больше, чем уровень задолженности по итогам 1-го квартала прошлого года, составлявший 564,5 млрд рублей. Показателей за второй квартал пока нет. Однако можно смело предположить, что она выросла очень значительно. Во-первых, из-за того же резкого снижения доходов. Во-вторых, из-за совершенно необходимого действующего моратория на штрафы и пени за неуплату. В условиях, когда для многих семей остра проблема простого выживания, возможность не платить за ЖКУ без их отключения заставляет в значительной мере переориентировать средства людей на самое первостепенное — еду, лекарства, хозтовары. Но такая ситуация — временная, действующая до 1 января 2021 года, когда будет прекращен запрет на начисление пени. Но ведь долги только накапливаются из-за указанных обстоятельств. С учетом роста тарифов можно предположить увеличение задолженности на 600–700 млрд рублей за 9 месяцев, то есть до 1,6–1,7 трлн рублей уже к концу этого года. Сумма, совершенно неподъемная к уплате. Тем более что существенного роста доходов с нового года не предвидится. Ситуация с задолженностью может сложиться аховая. Если не будет введения каких-либо рассрочек, то судебные взыскания способны привести к массовым банкротствам физических лиц, потерям имущества, дальнейшему резкому ухудшению материального положения людей.

Источник: Московский Комсомолец

Источник: https://crimeapress.info/malo-ne-pokazhetsja-v-sfere-zhkh-grjadut-peremeny-rossijanam-predlozhat-serjozno-raskoshelitsja/

Экономическая характеристика жилищно – коммунального хозяйства как отрасли экономики РФ. Современные проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ

Проблемы жкх в россии 2020

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Что такое ЖКХ и каков состав жилищно – коммунального комплекса РФ?

2. Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ

3. Проблемы ЖКХ в России

4. Проблемы предприятий ЖКХ

5. Реформы ЖКХ в России

На протяжении нескольких последних десятилетий, с учетом специфики формирования экономических отношений, в нашей стране ключевой проблемой, волнующей не только общество, но и Правительство, является проблема жилищно коммунального хозяйства.

1. Что такое ЖКХ и каков состав жилищно – коммунального комплекса РФ?

Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный.

При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг.

Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.

Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно – правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно – коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».

Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рисунок 1 – Состав жилищно – коммунального хозяйства

Приватизация жилого фонда и передача его в собственность физических лиц, происходящая уже двадцать семь лет, стала основным фактором формирования и создания управляющих компаний, различных форм собственности и видов.

Как представляется логичным, основной целью приватизации и возможности перехода государственной собственности в частные руки, являлась необходимость перенаправления финансового бремени содержания и управления жилыми помещениями на плечи населения.

Особенностью проводившейся в начале 90-х годов прошлого века приватизации, стал сначала переход жилых помещений из государственной собственности в муниципальную собственность, а затем в собственность физических и юридических лиц. Выделение именно этого способа перехода жилого фонда в частную собственность, имеет свои особенности, т.к.

по сути, на протяжении последних двадцати лет, многоквартирное жилье из приватизированного фонда, представляло собой конгломераты, т.е. когда приватизированное жилье принадлежит частным лицам, а нежилые помещения муниципалитетам.

2. Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

– целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;

– продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;

– переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами 

Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ.

Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).

Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.

https://www.youtube.com/watch?v=OAQlJ7Z6T-c

Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.

3. Проблемы ЖКХ в России

В ЖКК накопился целый ряд технологических, организационных и финансовых проблем, не позволяющих в сжатые сроки реализовать план по созданию эффективного и качественного снабжения населения и других потребителей коммунальными услугами (ресурсами).

В технологической сфере основной проблемой является высокий и продолжающий нарастать уровень физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов.

По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей – 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации.

В целом ряде муниципальных образований износ коммунальной инфраструктуры достиг критического уровня.

Причиной такого высокого уровня износа фондов является хроническое недофинансирование отрасли.

Если в первые годы после перехода от плановой экономики к рыночной недофинансирование было вызвано низкой долей оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и нехваткой бюджетных средств, то в последние годы недостаточный уровень капитальных вложений является следствием ограничения роста тарифов, опережающего роста расходов организаций коммунального комплекса на энергоресурсы и низкой привлекательности отрасли для частных инвесторов.

При этом, по данным Росстата, парадоксальным образом аварийность в сфере теплоснабжения с 2000 по 2017 год сократилась в 18 раз, аварийность в сфере водоснабжения за последние пять лет сократилась в 2 раза.

На протяжении последних лет наблюдается общее снижение уровня государственных субсидий на оплату услуг ЖКХ. Незащищенным слоям населения государство предоставляет определенные субсидии на оплату услуг ЖКХ. Но с каждым годом доля таких субсидий снижается (рис. 2).

Рисунок 2 – Доля домохозяйств, получающих жилищные субсидии [30]

При этом, фактически уровень платежеспособности населения не растет. Таким образом, получается, что государство лишает субсидий именно не защищенные слои населения.

4. Проблемы предприятий ЖКХ

Более тщательно необходимо рассмотреть проблемы, прямо или косвенно касающиеся именно предприятий ЖКХ.

  1. Использование различных схем ухода от налогово управляющими компаниями. Проблема оптимизации налогообложения являлась актуальной на всех этапах реформирования налогового законодательства. Однако, некоторые предприятия, в том числе и предприятия ЖКХ используют незаконные методы оптимизации. Так, отдельные управляющие компании могут выделять часть жилого фонда и передавать его на обслуживание отдельному юридическому лицу, находящемуся на упрощенной системе налогообложения, в связи, с чем в бюджет не допоступают платежи по НДС. Налоговая база по налогу на прибыль самой управляющей компании снижается за счет осуществление платежей на содержание жилого фонда этой, выделенной компании.
  2. Большая величина задолженности плательщиков по услугам ЖКХ. Согласно данным Росстата, в первой половине 2018 года население задолжало за услуги ЖКХ 646 млрд. руб., что больше аналогичного периода 2017 года на 25 млрд. руб. [30]. Общий долг по ЖКХ (объем задолженности граждан и организаций за услуги жилищно-коммунального хозяйства) в России составляет 1,34 триллиона рублей [27]. Причины роста задолженности, в первую очередь кроются в снижении уровня платежеспособности населения и в росте цен на коммунальные услуги. Высокий уровень и положительная динамика закредитованности населения, так же влияют на оплату коммунальных платежей.
  3. Повышение ставки НДС. В целом, хоть и Правительство нашей страны отмечает, что «рост платы за услуги ЖКХ ограничен, поэтому гражданам не стоит беспокоиться из-за влияния увеличения НДС на соответствующие тарифы» [14], но ежегодное индексирование тарифов ЖКХ, по нашему мнению, может уже в 2019 году включить именно эти 2%, которые будет вынуждено оплачивать именно население. Некоторые коммунальные предприятия раньше вообще не платили НДС, работая по упрощённой системе налогообложения. Но в скором времени всё изменится. В коммунальную сферу на место мелких компаний (котельные, небольшие водоканалы) активно приходят концессионеры, которые должны будут платить НДС в размере 20%. Что будет очень чувствительно, ведь отрасль ЖКХ является очень недофинансированной.

5. Реформы ЖКХ в России

В настоящее время, как уже и на протяжении двух последних десятилетий, наше государство проводит политику реформ системы ЖКХ, структурированно данные реформы представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Основные направления реформ ЖКХ (составлено автором)

Осуществление реформ в системе ЖКХ требует от государства существенных затрат, поэтому, в текущих условиях экономического кризиса, государство все больше и больше пытается переложить финансирование рассматриваемой отрасли на население (собственников) помещений, что логически и предполагает рыночная система отношений.

Правительство РФ утверждает средние индексы изменения размера платы за коммунальные услуги отдельно по каждому субъекту РФ, а также для каждого субъекта РФ устанавливается предельно допустимое отклонение от среднего индекса, которое может быть применено в отдельных муниципальных образованиях этого субъекта РФ.

Современное жилищно-коммунальное хозяйство России представлено достаточно сложной системой общественных отношений между производителями и потребителями услуг, посредством которых должны обеспечиваться комфортные и безопасные условия жизни и работы населения страны. Имеющие место низкое качество, недостаточный объем и высокая стоимость этих услуг приводят к конфликтам, перерастающим в судебные споры.

Бухгалтерский учет на предприятиях ЖКХ

Экономическая характеристика жилищно – коммунального хозяйства как отрасли экономики РФ. Современные проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ

Внутренний контроль на предприятиях ЖКХ

Отсутствие эффективного контроля предприятий ЖКХ создает благоприятную среду для злоупотреблений, наиболее распространенной формой которых являются предусмотренные законом преступления, связанные с мошенничеством, воровством, а также использованием должностного положения в корыстных целях. К основным видам преступлений, распространенных в указанной сфере деятельности, относятся:

– противоправные деяния, направленные на завышение тарифов на коммунальные услуги, совершаемые лицами, занимающими руководящие должности в организациях, осуществляющих управление и снабжение необходимыми ресурсами многоквартирных домов;

– присваивание денег, которые были направлены государством на повышение эффективности функционирования объектов ЖКХ;

– расхищение денег, принадлежащих управляющим компаниям, осуществляемое путем перевода средств на счета подставных фирм;

– иные преступления.

Политика в сфере ЖКХ сегодня в первую очередь нацелена на формирование благоприятной среды для обеспечения надлежащего содержания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры: посредством борьбы с недобросовестными управляющими организациями и ужесточения контроля за исполнителями услуг, как со стороны собственников, так и со стороны контролирующих органов.

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство остаётся одной из наиболее острых проблем и требует всестороннего диалога между обществом, государством и бизнесом.

Проводимые в настоящее время преобразования в ЖКХ создают необходимые условия для повышения качества услуг. В отрасли по-прежнему сохраняется ряд проблем: высокий уровень износа инфраструктуры, серьёзные потери ресурсов, низкое качество услуг.

Отрасли ЖКХ требуются инновации, основой которых является достижение главной цели — обеспечение благоприятных условий проживания жителей.

Источник: https://abium24.ru/zhkkh-kak-otrasl-kharakteristika-i-problemy

Юрист расскажет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: