Предмет науки административного права

Административное право как наука: место в системе наук, метод и функции науки

Предмет науки административного права

Принято выделять общественные (гуманитарные) науки, включая философию, культурологию, социологию, историю, политологию, экономическую теорию, юриспруденцию и т.д., естественные науки, включая астрономию, математику, физику и химию и т. д., а также технические науки, в том числе механику, технологию металлов, гидравлику и др.

Существует определенная классификация юридических наук:

  • историко-теоретические, включая теорию государства и права, историю политических и правовых учений и др.;
  • отраслевые науки, включая трудовое, уголовное, конституционное и другие виды права;
  • прикладные науки, включающие криминологию и криминалистику, судебную бухгалтерию и медицину, юридическую психологию и др.;
  • международные науки, включающие международное частное и публичное право;
  • науки, изучающие зарубежное государство и право, включая римское право, историю государства и права зарубежных государств, конституционное право зарубежных государств.

Понятие и предмет административного права

Определение 1

Административное право как наука (административно-правовая доктрина) является составной частью российской правовой науки. Она представляет собой систему научных взглядов и представлений, основных знаний и теоретических положений, касающихся отрасли административного права и предмета его регулирования.

В качестве предмета административного права выступают общие закономерности развития и действия государственного управления, включая перспективы и развитие административного законодательства.

В состав элементов предмета можно включить:

  • административное право в качестве отрасли (административное правовое законодательство);
  • закономерности появления, совершенствования и работы государственного управления;
  • систему административно-правовых понятий и категорий (понятийный аппарат);
  • историю развития науки;
  • правоприменительную практику субъектов;
  • зарубежное административное право в качестве сравнительного правоведения;
  • прогнозы и рекомендации в области совершенствования науки.

Методы и функции административного права

Административное право понятие «метод» рассматривает как средства, приемы и способы, с помощью которых происходит исследование административно-правового законодательства и предмета его регулирования.

Методы рассматриваемой науки классифицируются общенаучные (используют все науки) и частнонаучные (используются конкретной наукой).

В состав общенаучных методов можно включить:

  • диалектику как метод познания явлений действительности, связанных и развивающихся;
  • анализ, представляющий собой идеальное или реальное разделение объекта на несколько частей;
  • синтез представляет метод, обратный анализу (производится соединение элементов в одно целое);
  • аналогия заключается в правдоподобном вероятном заключении о сходстве двух предметов в рамках определенного признака (в основе лежит установление сходства в прочих признаках);
  • дедукция представлена методом познания, ведущим от общего к частному;
  • индукция – это метод познания от отдельного, особенного к общему, закономерному и др.

Опиши задание

Среди частнонаучных методов необходимо выделить:

  • системный (объект рассматривается с позиции системы, происходит выявление его связей вне системы и внутри ее);
  • сравнительное правоведение (система административного права исследуется с помощью соотношения с аналогичными зарубежными системами, соотносятся административно-правовые институты и правовые институты других отраслей отечественной правовой системы);
  • формально-юридический метод (изучение административного правы в «чистом» виде, когда оно изолируется от других социальных и правовых явлений, включая экономику, экологию, политику и др.);
  • юридический эксперимент (апробация административных новелл в области управления государством в ограниченном масштабе для исследования их эффективности и последующего применения в более широком масштабе);
  • правовое прогнозирование (исследуются перспективы развития определенных государственно-управленческих явлений в будущем).

Определение 2

Методика представляет собой совокупность приемов, средств, способов исследования, используемых для определенного объекта государственного управления. 

Методика позволяет достичь цели, поставленные в ходе познания, при этом ошибки в выборе средств способны привести к искажению получаемых результатов.

Рассмотрим функции, выполняемые наукой:

  • познавательная (эвристическая), состоящая в познании и констатации административных явлений в праве;
  • интерпретационная (объяснительная), состоящая в разъяснении сути административных явлений;
  • методологическая, заключающаяся в поиске конкретных инструментов, с помощью которых происходит исследование административно-правовой действительности;
  • организационно-управленческая (административно-правовые институты и нормы подвергаются механизму преобразования, укрепляется законность);
  • идеологическая (формирование обобщенных взглядов на административное право, исполнительную власть, управление в стране, что ведет к росту общественного и гражданского правового сознания);

прогностическая (предвидение направления и изменений управленческих отношений).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnoe-pravo-kak-nauka/

Административное право | Страница 4 | Онлайн-библиотека

Предмет науки административного права

• конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти.

Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;

• гражданским правом.

Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

• уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;

• финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;

• земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;

• трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;

• уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

3.1. Система наук и место в ней административного права

Науки разделяют на общественные (гуманитарные): философия, история, социология, культурология, политология, экономическая теория, юриспруденция и др.; естественные: астрономия, физика, химия, биология, математика и др.; технические: механика, гидравлика, технология металлов и др.

Юридические науки, в свою очередь, делятся:

• на историко-теоретические: история права и государства, история политических и правовых учений, теория права и государства;

• отраслевые: конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, земельное право и др.;

• прикладные: криминалистика, криминология, судебная бухгалтерия, судебная медицина, юридическая психология и др.;

• международные: международное публичное право, международное частное право;

• изучающие зарубежное государство и право: римское право, конституционное право зарубежных стран, история государства и права зарубежных стран.

3.2. Административное право: понятие и предмет

Наука «административное право» (административно-правовая доктрина) – составная часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и о предмете его регулирования.

Предмет науки «административное право» – наиболее общие закономерности развития и функционирования государственного управления, состояние и перспективы развития административно-правового законодательства.

Элементы предмета науки «административное право»:

1) административное право как отрасль права (административно-правовое законодательство);

2) закономерности возникновения, развития и функционирования государственного управления;

3) система административно-правовых категорий и понятий (категориальный аппарат);

4) история развития административного права;

5) правоприменительная практика субъектов административного права;

6) зарубежное административное право (сравнительное правоведение);

7) прогнозы и рекомендации по совершенствованию и развитию административного права.

3.3. Метод науки «административное право»: понятие и виды

Метод науки «административное право» совокупность средств, приемов и способов, посредством которых изучаются административно-правовое законодательство и предмет его регулирования.

Методы науки «административное право» делятся на общенаучные (используемые во всех науках) и частнонаучные (используемые в конкретной науке).

Общенаучные методы:

• диалектика – метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии;

• анализ – расчленение (идеальное или реальное) объекта на составляющие его элементы;

• синтез – метод, обратный анализу, соединение элементов в единое целое;

• аналогия – правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;

• дедукция – метод познания, который ведет от общего к частному; от общего положения к особенному;

• индукция – метод познания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному и др.

Частнонаучные методы:

• системный – рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и во вне системы;

• сравнительного правоведения – изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран; соотношение административно-правовых институтов с правовыми институтами других отраслей российской системы права;

• формально-юридический – метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений (экономики, политики, экологии и т. д.);

• юридического эксперимента – апробация административно-правовых новелл в сфере государственного управления в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и дальнейшего использования в более широких масштабах;

• правовое прогнозирование – изучение перспектив развития конкретных государственно-управленческих явлений в будущем.

Методика – совокупность приемов, средств, способов исследования определенного объекта государственного управления. Достижение поставленных познавательных целей во многом предопределяется методикой. Ошибка в выборе средств ведет к искажению полученных при этом результатов.

3.4. Функции науки «административное право»

Наука «административное право» выполняет следующие функции:

1) познавательную (эвристическую) – состоит в познании и констатации административно-правовых явлений;

2) интерпретационную (объяснительную) – состоит в разъяснении сущности административно-правовых явлений;

3) методологическую – состоит в поиске конкретного инструментария, при помощи которого исследуется административно-правовая действительность;

4) организационно-управленческую – заключается в выработке механизма преобразования административно-правовых институтов и норм, укреплении законности;

5) идеологическую – состоит в разработке обобщенных взглядов на административное право, государственное управление, исполнительную власть и в конечном итоге на повышение правового сознания граждан и общества;

6) прогностическую – состоит в предвидении того, в каком направлении и насколько изменятся управленческие отношения.

4.1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования

Механизм административно-правового регулирования совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

4

Источник: https://litrus.net/book/read/169087?p=4

Юрист расскажет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: