- Административное право как наука: место в системе наук, метод и функции науки
- Понятие и предмет административного права
- Методы и функции административного права
- Административное право | Страница 4 | Онлайн-библиотека
- 3.1. Система наук и место в ней административного права
- 3.2. Административное право: понятие и предмет
- 3.3. Метод науки «административное право»: понятие и виды
- 3.4. Функции науки «административное право»
- 4.1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования
Административное право как наука: место в системе наук, метод и функции науки
Принято выделять общественные (гуманитарные) науки, включая философию, культурологию, социологию, историю, политологию, экономическую теорию, юриспруденцию и т.д., естественные науки, включая астрономию, математику, физику и химию и т. д., а также технические науки, в том числе механику, технологию металлов, гидравлику и др.
Существует определенная классификация юридических наук:
- историко-теоретические, включая теорию государства и права, историю политических и правовых учений и др.;
- отраслевые науки, включая трудовое, уголовное, конституционное и другие виды права;
- прикладные науки, включающие криминологию и криминалистику, судебную бухгалтерию и медицину, юридическую психологию и др.;
- международные науки, включающие международное частное и публичное право;
- науки, изучающие зарубежное государство и право, включая римское право, историю государства и права зарубежных государств, конституционное право зарубежных государств.
Понятие и предмет административного права
Определение 1
Административное право как наука (административно-правовая доктрина) является составной частью российской правовой науки. Она представляет собой систему научных взглядов и представлений, основных знаний и теоретических положений, касающихся отрасли административного права и предмета его регулирования.
В качестве предмета административного права выступают общие закономерности развития и действия государственного управления, включая перспективы и развитие административного законодательства.
В состав элементов предмета можно включить:
- административное право в качестве отрасли (административное правовое законодательство);
- закономерности появления, совершенствования и работы государственного управления;
- систему административно-правовых понятий и категорий (понятийный аппарат);
- историю развития науки;
- правоприменительную практику субъектов;
- зарубежное административное право в качестве сравнительного правоведения;
- прогнозы и рекомендации в области совершенствования науки.
Методы и функции административного права
Административное право понятие «метод» рассматривает как средства, приемы и способы, с помощью которых происходит исследование административно-правового законодательства и предмета его регулирования.
Методы рассматриваемой науки классифицируются общенаучные (используют все науки) и частнонаучные (используются конкретной наукой).
В состав общенаучных методов можно включить:
- диалектику как метод познания явлений действительности, связанных и развивающихся;
- анализ, представляющий собой идеальное или реальное разделение объекта на несколько частей;
- синтез представляет метод, обратный анализу (производится соединение элементов в одно целое);
- аналогия заключается в правдоподобном вероятном заключении о сходстве двух предметов в рамках определенного признака (в основе лежит установление сходства в прочих признаках);
- дедукция представлена методом познания, ведущим от общего к частному;
- индукция – это метод познания от отдельного, особенного к общему, закономерному и др.
Опиши задание
Среди частнонаучных методов необходимо выделить:
- системный (объект рассматривается с позиции системы, происходит выявление его связей вне системы и внутри ее);
- сравнительное правоведение (система административного права исследуется с помощью соотношения с аналогичными зарубежными системами, соотносятся административно-правовые институты и правовые институты других отраслей отечественной правовой системы);
- формально-юридический метод (изучение административного правы в «чистом» виде, когда оно изолируется от других социальных и правовых явлений, включая экономику, экологию, политику и др.);
- юридический эксперимент (апробация административных новелл в области управления государством в ограниченном масштабе для исследования их эффективности и последующего применения в более широком масштабе);
- правовое прогнозирование (исследуются перспективы развития определенных государственно-управленческих явлений в будущем).
Определение 2
Методика представляет собой совокупность приемов, средств, способов исследования, используемых для определенного объекта государственного управления.
Методика позволяет достичь цели, поставленные в ходе познания, при этом ошибки в выборе средств способны привести к искажению получаемых результатов.
Рассмотрим функции, выполняемые наукой:
- познавательная (эвристическая), состоящая в познании и констатации административных явлений в праве;
- интерпретационная (объяснительная), состоящая в разъяснении сути административных явлений;
- методологическая, заключающаяся в поиске конкретных инструментов, с помощью которых происходит исследование административно-правовой действительности;
- организационно-управленческая (административно-правовые институты и нормы подвергаются механизму преобразования, укрепляется законность);
- идеологическая (формирование обобщенных взглядов на административное право, исполнительную власть, управление в стране, что ведет к росту общественного и гражданского правового сознания);
прогностическая (предвидение направления и изменений управленческих отношений).
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Не получается написать работу самому?
Доверь это кандидату наук!
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnoe-pravo-kak-nauka/
Административное право | Страница 4 | Онлайн-библиотека
• конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти.
Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;
• гражданским правом.
Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;
• уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;
• финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;
• земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;
• трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;
• уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.
3.1. Система наук и место в ней административного права
Науки разделяют на общественные (гуманитарные): философия, история, социология, культурология, политология, экономическая теория, юриспруденция и др.; естественные: астрономия, физика, химия, биология, математика и др.; технические: механика, гидравлика, технология металлов и др.
Юридические науки, в свою очередь, делятся:
• на историко-теоретические: история права и государства, история политических и правовых учений, теория права и государства;
• отраслевые: конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, земельное право и др.;
• прикладные: криминалистика, криминология, судебная бухгалтерия, судебная медицина, юридическая психология и др.;
• международные: международное публичное право, международное частное право;
• изучающие зарубежное государство и право: римское право, конституционное право зарубежных стран, история государства и права зарубежных стран.
3.2. Административное право: понятие и предмет
Наука «административное право» (административно-правовая доктрина) – составная часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и о предмете его регулирования.
Предмет науки «административное право» – наиболее общие закономерности развития и функционирования государственного управления, состояние и перспективы развития административно-правового законодательства.
Элементы предмета науки «административное право»:
1) административное право как отрасль права (административно-правовое законодательство);
2) закономерности возникновения, развития и функционирования государственного управления;
3) система административно-правовых категорий и понятий (категориальный аппарат);
4) история развития административного права;
5) правоприменительная практика субъектов административного права;
6) зарубежное административное право (сравнительное правоведение);
7) прогнозы и рекомендации по совершенствованию и развитию административного права.
3.3. Метод науки «административное право»: понятие и виды
Метод науки «административное право» совокупность средств, приемов и способов, посредством которых изучаются административно-правовое законодательство и предмет его регулирования.
Методы науки «административное право» делятся на общенаучные (используемые во всех науках) и частнонаучные (используемые в конкретной науке).
Общенаучные методы:
• диалектика – метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии;
• анализ – расчленение (идеальное или реальное) объекта на составляющие его элементы;
• синтез – метод, обратный анализу, соединение элементов в единое целое;
• аналогия – правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;
• дедукция – метод познания, который ведет от общего к частному; от общего положения к особенному;
• индукция – метод познания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному и др.
Частнонаучные методы:
• системный – рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и во вне системы;
• сравнительного правоведения – изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран; соотношение административно-правовых институтов с правовыми институтами других отраслей российской системы права;
• формально-юридический – метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений (экономики, политики, экологии и т. д.);
• юридического эксперимента – апробация административно-правовых новелл в сфере государственного управления в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и дальнейшего использования в более широких масштабах;
• правовое прогнозирование – изучение перспектив развития конкретных государственно-управленческих явлений в будущем.
Методика – совокупность приемов, средств, способов исследования определенного объекта государственного управления. Достижение поставленных познавательных целей во многом предопределяется методикой. Ошибка в выборе средств ведет к искажению полученных при этом результатов.
3.4. Функции науки «административное право»
Наука «административное право» выполняет следующие функции:
1) познавательную (эвристическую) – состоит в познании и констатации административно-правовых явлений;
2) интерпретационную (объяснительную) – состоит в разъяснении сущности административно-правовых явлений;
3) методологическую – состоит в поиске конкретного инструментария, при помощи которого исследуется административно-правовая действительность;
4) организационно-управленческую – заключается в выработке механизма преобразования административно-правовых институтов и норм, укреплении законности;
5) идеологическую – состоит в разработке обобщенных взглядов на административное право, государственное управление, исполнительную власть и в конечном итоге на повышение правового сознания граждан и общества;
6) прогностическую – состоит в предвидении того, в каком направлении и насколько изменятся управленческие отношения.
4.1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования
Механизм административно-правового регулирования совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.
4
Источник: https://litrus.net/book/read/169087?p=4