Правовой акт определение классификация шпаргалка

Содержание
  1. Шпаргалка по теории государства и права | Страница 19 | Онлайн-библиотека
  2. 46. Закон в системе нормативно-правовых актов
  3. 47. Основные стадии законодательного процесса в РФ
  4. Нормативно-правовой акт (НПА) — определение, классификация и примеры
  5. Нпа — расшифровка понятия
  6. Признаки НПА
  7. Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации
  8. Виды нормативно-правовых актов
  9. Законы
  10. Подзаконные акты
  11. Нормативные договоры
  12. Нормативные правовые акты Российской Федерации
  13. Понятие и виды нормативных актов. Классификация нормативных актов
  14. Понятие и виды нормативных актов
  15. Классификация нормативных актов по различным основаниям
  16. 24. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки и классификация
  17. 25. Действие нормативно-правовых актов
  18. 1. Действие нормативно-правовых актов в пространстве
  19. 2. Действие нормативно-правовых актов во времени
  20. Нормативно-правовой акт – понятие, структура и признаки
  21. Структура акта
  22. Иерархическая система
  23. Классификация норм
  24. Основные виды
  25. Законы России
  26. Международные документы
  27. Подзаконные положения
  28. Решения судебной власти
  29. Отличия ненормативных элементов права

Шпаргалка по теории государства и права | Страница 19 | Онлайн-библиотека

Правовой акт определение классификация шпаргалка

Система нормативных актов в РФ состоит:

1) из правовых актов общефедеральных органов;

2) актов субъектов Российской Федерации;

3) актов местного самоуправления;

4) актов прямого народного волеизъявления.

Классификация в системе нормативных актов строится: 1) в зависимости от субъекта правотворчества; 2) в зависимости от сферы действия; 3) в зависимости от срока действия; 4) в зависимости от способов установления государством; 5) по юридической силе.

В зависимости от субъекта правотворчества нормативные акты делят: 1) на нормативные акты законодательных (представительных) органов; 2) нормативные акты исполнительных органов; 3) нормативные акты правоохранительных органов; 4) нормативные акты контрольно-надзорных органов и т. д.

В зависимости от сферы действия нормативные акты подразделяют:

1) на общефедеральные;

2) акты субъектов Российской Федерации;

3) акты органов местного самоуправления.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

1) на временные акты;

2) акты неопределенно длительного действия;

В зависимости от способов установления государством нормативные акты подразделяют:

1) на принимаемые;

2) санкционированные;

3) признанные.

По их юридической силе нормативные акты делят:

1) на законы;

2) подзаконные нормативные акты.

Основными отличиями нормативного правового акта от акта применения права являются следующие:

1) если нормативный правовой акт носит общий характер, то акт применения права имеет индивидуальный;

2) нормативный правовой акт призван регулировать определенный вид общественных отношений, в то же время акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;

3) нормативный правовой акт может применяться неоднократно, а акт применения права носит лишь разовый характер;

4) нормативный правовой акт не персонифицируется, он направлен на неопределенное количество лиц, которые оказались в подобных жизненных ситуациях, а акт применения права сориентирован на конкретных лиц, потому что служит для разрешения конкретной ситуации;

5) нормативный правовой акт является нормативной базой правового регулирования и, таким образом, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а акт применения права осуществляет эти нормы, проводя общеобязательные нормативные установки в область определенных ситуаций;

6) нормативный правовой акт может действовать до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права должен прекратить свое действие после его непосредственной реализации;

7) нормативный правовой акт определяет правовые предписания, а акт применения права лишь применяет заключающуюся в нем норму права.

46. Закон в системе нормативно-правовых актов

По юридической силе все нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Закон обладает высшей юридической силой, регулирует наиболее важные, основополагающие отношения, содержит нормы права и принимается в особом процессуальном порядке.

Так, например, Закон Российской Федерации:

1) принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа Российской Федерации;

2) содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом;

3) обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами Российской Федерации. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов;

4) имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации;

5) является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и текущие. Конституционные законы – это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией.

По предметам ведения Российской Федерации Федеральным Собранием принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К их числу, в частности, относятся:

1) чрезвычайное положение;

2) принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта;

3) изменение статуса субъекта Российской Федерации;

4) описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;

5) референдум и др.

На территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Законы разнообразны, поэтому нуждаются в классификации.

Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т. д. Конституция – акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции.

47. Основные стадии законодательного процесса в РФ

Законы Российской Федерации принимаются в определенном порядке, который осуществляется в законодательном процессе – совокупности действий, через которые осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс в Российской Федерации, таким образом, состоит из нескольких стадий.

Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива – внесение на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого процесса называют правом законодательной инициативы.

Конституция РФ определяет две группы субъектов права законодательной инициативы: 1) субъекты, право законодательной инициативы которых не связано какими-либо компетенционными рамками.

В соответствии с Конституцией РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 2) субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Это право принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ.

Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, восполняемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены лишь при наличии заключения Правительства РФ.

Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.

19

Источник: https://litrus.net/book/read/169591?p=19

Нормативно-правовой акт (НПА) — определение, классификация и примеры

Правовой акт определение классификация шпаргалка

1001urist.ru > Гражданское право > Нормативно-правовой акт (НПА) — определение, классификация и примеры

Одним из базовых признаков государства является наличие системы регулирования поведения. В большинстве стран она основана на законах и органах охраны порядка. Нормативно-правовой акт – это конкретное правило поведения, которое отражает запрет или разрешение того или иного действия.

  • Нпа — расшифровка понятия
  • Признаки НПА
  • Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации
  • Виды нормативно-правовых актов
  • Законы
  • Подзаконные акты
  • Нормативные договоры
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации

Нпа — расшифровка понятия

Аббревиатура НПА расшифровывается как нормативно-правовой акт. Если рассматривать это понятие детально, то можно сделать вывод, что подразумевается правило поведения, связанное с правом и зафиксированное в письменной форме. Определение понятия зафиксировано в законодательных актах РФ.

Признаки НПА

Базовые характерные черты нормы права:

  1. Направлены на регуляцию поведения всех субъектов общества – людей, организаций и социальных групп.
  2. Не персонализированы – направлены на всех людей, проживающих на определенной территории.
  3. Должны исполнятся всеми, на кого направлены.
  4. Имеют непосредственную связь с государством – формируются и фиксируются им и в случае нарушения санкционируются (применяют на практике правила наказания).
  5. Определены формально – зафиксированы в письменном виде.

НПА вступает в силу либо после того, как Президент России поставил подпись, либо с даты, указанной в документе.

Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации

Так как нормативные документы являют собой правовые акты, установленные уполномоченными должностными лицами, то к ним предъявляется ряд требований.

К ключевым из них относятся:

  1. Применение в реальной жизни – НПА должны соответствовать существующей действительности, например, принятие закона о запрете общения с инопланетянами не будет соответствовать объективной реальности.
  2. Строгая структура – обязательно наличие следующих элементов: вводная часть (преамбула), субъекты, права и обязанности, льготы и санкции – это стандарт ГОСТ.
  3. Простота формулировок – несмотря на то, что составляются НПА высокообразованными людьми, направлены они на обычных граждан, а значит должны быть им понятны.

Основные виды и их реквизиты указаны в документации законодательного собрания РФ.

Виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты распределяются в соответствии с их юридической силой и являют собой иерархическую лестницу.

Рассмотрим основные разновидности НПА в зависимости от их положения и роли, выполняемой в стране. Они делятся на некоторые виды законов и многообразие подзаконных актов.

Законы

К НПА с высшей силой относятся законы. Они принимаются высшими органами законодательной власти страны. К иным важным аспектам, связанным с законами, относятся:

  • могут формироваться исключительно парламентом;
  • становятся действительными только после особой процедуры;
  • регулируют самые значимые вопросы общественной жизни.

Также отметим, что никакие иные правовые нормы не вправе иметь противоречия с законами.

Подзаконные акты

К подзаконным актам относят все НПА, которые принимаются не парламентом страны, но обладают реальной силой нормы права.

Важно, что положения подзаконных актов не должны опровергать законы. В случае обнаружения подобного несогласия, подзаконный акт признается недействительным.

К стандартному делению подзаконных актов относятся:

  • указы от главы страны;
  • постановления от исполнительной ветви власти;
  • распоряжения;
  • решения;
  • приказы;
  • инструкции;
  • уставы;
  • локальные нормативные акты.

Что касается источников права, то их классификация базируется на указанных выше НПА.

Нормативные договоры

Еще одной разновидностью выступает нормативный договор. Он представляет собой соглашение между двумя акторами, которое фиксирует, видоизменяет или упраздняет определенные правила. Договоры могут быть как внутри государства, так и международными.

Рассмотрим базовые признаки описываемых договоров:

  1. Направлены на регуляцию распространенных видов взаимоотношений.
  2. Действуют в отношении неопределенного формально круга лиц.
  3. Рассчитаны на многоразовое исполнение всеми гражданами, кто попадает под их действие.
  4. Могут выступать самостоятельным нормативно-правовым актом.

Одним из ярких примеров является федеративный договор, определяющий структуру страны.

Нормативные правовые акты Российской Федерации

Структурно российские нормативно-правовые акты представлены следующим образом:

  1. Конституция – главный НПА России.
  2. Конституционные федеральные законы – раскрывают пункты вышеуказанного закона.
  3. Федеральные законы о важных аспектах жизни общества, не отраженные в конституционных НПА. Они фигурируют в кодексах РФ.
  4. Указы Президента – правила или инструкции, связанные с непосредственной компетенцией уполномоченного представителя государства.
  5. Постановления Правительства РФ – связаны с порядком внедрения и функционирования на практике законов.
  6. Инструкции, а также положения, приказы и принятые уставы, выпускаемые министерствами – НПА, регулирующие деятельность граждан, связанные с их профессиональной занятостью.
  7. Указы и постановления руководств республик – связаны с территориальными особенностями региона.
  8. Решения, принимаемые органами местного самоуправления – правила, отражающие небольшие действия органов власти, которые затрагивают интересы ограниченного круга жителей.

Полная база и иерархия НПА представлена на портале «Российская газета». На сайте есть схема, которая упрощает поиск нужного закона или подзаконного акта.

Нормативно правовой акт – это строгое правило поведения, которое должно исполняться всеми гражданами. Устанавливает и санкционирует НПА – высшее руководство страны в лице законодательных органов власти.

Подробно о понятии и видах нормативно-правовых актов Вы можете узнать из следующего видео:

Источник: https://1001urist.ru/grazhdanskoe-pravo/normativno-pravovoj-akt.html

Понятие и виды нормативных актов. Классификация нормативных актов

Правовой акт определение классификация шпаргалка

Волеизъявления государства подлежат обязательному закреплению. В России такая информация носит официальный характер и содержится в нормативных правовых актах. Издаются они в строгом соответствии с правилами и имеют влияние на всё население. Разберём, что они собой представляют, и рассмотрим их классификацию.

Понятие и виды нормативных актов

Нормативный акт является официальным документом. Принимается или издаётся такой документ правотворческим органом в пределах его полномочий.

Целью создания является установить, изменить или отменить какую-либо правовую норму. Нормы права, в свою очередь, представляют собой предписание общеобязательного характера.

Рассчитаны они на многократное применение и распространяют своё влияние на неопределённый круг лиц.

Существуют несколько основных видов нормативных актов. Выделяются они по своей юридической силе. Ими являются:

  1. Законы.
  2. Подзаконные акты.
  3. Внутригосударственные договоры, которые регулируют отношения между Российской Федерацией и её субъектами, например, вопросы о совместной экономической деятельности.

Ещё одним видом считаются международные договоры, которые регулируют отношения между РФ и иностранными странами или организациями. Однако, выделим его отдельно, поскольку его трудно классифицировать во взаимосвязи с другими актами.

Классификация нормативных актов по различным основаниям

Классифицировать акты можно по различным основаниям. Приведём наиболее значимые из них для российской правовой системы.

Законы по юридической силе подразделяются на:

  1. Конституцию – является основой.
  2. Федеральные конституционные, к примеру, «О Государственном гербе РФ».
  3. Федеральные, например, «О связи».

По правовой (юридической) значимости подзаконные классифицируются следующим образом:

  1. Постановления Государственной думы («О назначении на должность аудитора Счётной палаты Российской Федерации»).
  2. Указы Президента («О праздновании 100-летия Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова»).
  3. Постановления Правительства («О внесении изменений в Положение о государственном надзоре в области рекламы», «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере образования»).
  4. Предписания Федеральных органов исполнительной власти (Приказ Министерства внутренних дел РФ «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним»).
  5. Предписания субъектов Российской Федерации, в том числе законы (Указ Главы Республики Башкортостан «О стипендиях Главы Республики Башкортостан», Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2021 год»).
  6. Официальные документы органов местного самоуправления («Положение об архиве муниципалитета внутригородского муниципального образования Войковское в городе Москве»).
  7. Внутриорганизационные, предназначенные для регламентации внутренних вопросов (уставы, должностные инструкции).

В зависимости от срока действия бывают:

  • постоянными, к примеру, Конституция;
  • временными, которые ограничиваются конкретными датами или обстоятельствами, например, Положение о годовом бюджете.

По правовому положению субъектов, издавших акты, подразделяются на принятые:

  • по результатам референдума;
  • государственными органами;
  • местным самоуправлением.

Нормативные акты могут быть классифицированы по предмету, которые ими регулируется. В соответствии с этим выделяют:

  • государственно-правовые;
  • уголовные;
  • административные;
  • гражданско-правовые и т. д.

Вышеприведённая классификация является весьма условной. Объясняется это тем, что акты по своему содержанию неоднородны. Существуют документы, которые содержат предписания, касающиеся только одной правовой отрасли, например, уголовной. Однако, наряду с такими, издаются и предписания комплексного значения. В них включены нормы сразу нескольких отраслей права.

Приведём ещё одну классификацию. В зависимости от сферы своего действия акты подразделяются на:

  • общегосударственные, оказывающие своё влияние на всю территорию страны;
  • региональные, действующие только на одной или нескольких территориальных единицах.

Источник: https://vidotip.com/dokumenty/vidy-normativnyh-aktov/

24. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки и классификация

Правовой акт определение классификация шпаргалка

Нормативно-правовойакт (НПА)– этоофициальный юридический документ,созданный компетентными органамигосударственной власти, который содержитобщеобязательные юридические нормы(правила поведения). Нормативно-правовойакт является основным источником правав романо-германской правовой системе.

Видынормативно-правовых актов:

1. Законы– это нормативно-правовые акты, обладающиевысшей юридической силой, принятые вособом порядке высшими представительнымиорганами государственной власти илинепосредственно народом на референдумеи регулирующие наиболее важныеобщественные отношения.

Виды законов:

А) на федеральномуровне:

конституции– основные законы государств, обладающиевысшей юридической силой, принятые посамой сложной законодательной процедуре,существующей в государстве;

федеральныеконституционные (органические) законы(ФКЗ) -детализируют положения конституции(например, ФКЗ «О судебной системеРоссийской Федерации»);

федеральныезаконы, втом числе кодексы и модельные законы.

Б) на уровнесубъекта федерации:

-основные законы– конституции в республиках и уставыв иных субъектах России;

-текущие законы(закон «Об административной ответственностив Кировской области»).

Вунитарном государстве законы принимаютсятолько на одном – общегосударственномуровне.

Кодексыявляются основными источниками вопределенной отрасли права, которым немогут противоречить другие законы –источники данной отрасли.

Модельные законыносят рекомендательный характер,принимаются чаще всего на федеральномуровне как образцы для принятия подобныхзаконов субъектами федерации.

2.Подзаконные нормативно-правовые акты нормативныеакты, изданные компетентными органамии должностными лицами на основе и воисполнение законов.

– акты главыгосударства и высших должностных лицсубъектов РФ (указы);

– акты правительств(постановления);

– акты министерстви ведомств (инструкции, приказы);

– акты органовместного самоуправления (постановления,распоряжения).

*Локальныенормативные акты такжеможно считать правовыми, хотя некоторыеученые склонны относить их к разновидностикорпоративных норм (уставы юридическихлиц, коллективные договоры на предприятии,должностные инструкции, положения).

Таким образом,нормативно-правовые акты отличаютсяот иных правовых актов тем, что содержатнормы права.

25. Действие нормативно-правовых актов

Действиенормативно-правовых актов возможно впространстве, во времени и по кругу лиц.

1. Действие нормативно-правовых актов в пространстве

А) Натерритории государства:

-на всей территории (федеральные законы,конституция действуют на всей территорииРоссии);

-на части территории государства (законыобласти действуют только на ее территории).

Б) Экстерриториальноедействие:нормативно-правовые акты действуют наквази-территории государства в отношенииего граждан (на территории посольств,консульств, на военных судах).

2. Действие нормативно-правовых актов во времени

Нормативно-правовыеакты действуют с момента вступления вюридическую силу до момента ее утраты.

Способы вступлениянормативно-правовых актов в юридическуюсилу:

А) Сустановленного в тексте нормативно-правовогоакта срока:

– с момента подписания(указы президента);

– с моментаопубликования (законы);

– с точно указаннойдаты (любые нормативно-правовые акты).

Б) Если в текстенормативно-правового акта срок неуказан, то законвступает через10 днейс момента опубликования, актыпрезидента и правительства – через7дней.

В) Смомента возникновения определенныхобстоятельств(объявление военного или чрезвычайногоположения).

Г) Сдаты фактического полученияакта исполнителем для нормативно-правовыхактов, которые не публикуются (инструкциипо осуществлению оперативно-розыскнойдеятельности).

Неопубликованныезаконы применяться не могут!

Ретроспективность– распространение действиянормативно-правового акта на отношения,возникшие до его вступления в юридическуюсилу. Так действуют нормативно-правовогоакта нормативно-правового актанормативно-правового акта, которыеотменяют или смягчают юридическуюответственность или улучшают положениелица, отбывающего наказание.

Основания утратыюридической силы (прекращение действияНПА):

А) Истечениесрокадействия нормативно-правового акта,если он был установлен.

Б)Прямая отмена -издание нормативно-правового акта,который отменяет действие другогонормативно-правового акта (указ президентаотменяет действие постановленияправительства).

В)Фактическая отмена– принятие нового нормативно-правовогоакта поэтому же вопросу (федеральныйзакон «О гражданстве РоссийскойФедерации» 2002 г. фактически отменяетдействие аналогичного закона 1992 г.).

Г) Измененияобстоятельств– отмена действия закона «О военномположении» в результате успешногоотражения агрессии.

Ультраактивность(переживаниезакона во времени)продолжениедействия норм НПА после его отмены.Такая ситуация возможна при пробельностинового акта.

Источник: https://studfile.net/preview/5797066/page:19/

Нормативно-правовой акт – понятие, структура и признаки

Правовой акт определение классификация шпаргалка

Самая распространённая расшифровка НПА — нормативно-правовой акт. Это понятие обозначает официально утверждённый документ правотворческого органа государственной власти, содержащий нормы права.

Такие акты обычно создаются органами государственной власти, которые имеют право принятия нормативных решений по вопросам, переданным им для рассмотрения. Подобная документация всегда выражает государственную волю, а потому является властной, официальной, авторитарной и обязательной.

Для нормативных актов характерны следующие признаки:

  • Правотворческий характер. Подобные документы или устанавливают правовые нормы, или изменяют их, или отменяют. То есть они являются носителями указанной информации.
  • Издание осуществляется только в рамках компетенции определённого органа. Это гарантирует отсутствие в государстве различных решений нормативного характера по одним и тем же вопросам.
  • Документальный вид. Письменная форма позволяет достигнуть единого понимания юридической нормы.
  • Обязательные реквизиты. К таковым относятся вид акта, его название, наименование государственного органа, дата и место принятия, порядковый номер.
  • Соответствие положениям Конституции Российской Федерации и отсутствие противоречий с пунктами нормативных актов, имеющих более высокую юридическую силу.
  • Доведение до граждан и юридических лиц. Государство может потребовать обязательного исполнения нового законотворческого документа только после его официальной публикации. До этого момента за нарушение новой нормы права наложение санкций не допускается.

Структура акта

Соответствующее оформление документа, то есть наличие обязательных реквизитов, свидетельствует о его юридической силе, определяет предмет акта и сферу отношений, которую он регулирует, а также содержит всю необходимую информацию о государственной структуре, издавшей его. Кроме того, название и номер делают документ индивидуальным, выделяют его из числа других законодательных норм, удостоверяют подлинность и определяют место нового нормативного положения в законодательной иерархии.

Все правовые акты отличаются особой разбивкой на внутренние части:

  • преамбула;
  • разделы;
  • главы;
  • статьи;
  • пункты.

Преамбулой называется вводная часть документа, которая предваряет основной текст законопроекта. В ней содержится методология, позволяющая понять, правильно истолковать и применить положения, которые содержатся в следующих частях.

Преамбула не содержит:

  • Нормативные предписания.
  • Деление на статьи.
  • Ссылки на другие акты законодательства, которые должны быть признаны утратившими силу или изменёнными по причине издания настоящей законодательной нормы.
  • Легальные дефиниции.
  • Формулирование предмета, который законопроект призван регулировать.
  • Нумерация.

Нормативное содержание представляет собой все нормы и положения, содержащиеся в документе. Указанный текст всегда имеет строгую структуру, каждый элемент которой обычно имеет наименование и цифровую информацию:

  1. Разделы. Это самое большое подразделение, разделённое на главы.
  2. Главы. В каждой главе содержатся статьи.
  3. Статья. Основная единица структуры законопроекта, которая состоит из частей.
  4. Часть. Нумеруется арабской цифрой с точкой. Делится на пункты.
  5. Пункт. Обозначается арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой. Состоит из подпунктов.
  6. Подпункты. Эту структурную единицу обозначают строчной русской буквой с закрывающей круглой скобкой.

Иногда части, пункты и подпункты могут быть разделены на абзацы. Обычно не допускается больше пяти подобных единиц. Но такое ограничение не касается статей, которые содержат перечни используемых в документе основных понятий.

Иерархическая система

Все законодательные нормы, принятые государственными органами России, составляют особую иерархическую систему. Она выглядит следующим образом:

  1. Конституция или основной Закон Российской Федерации.
  2. Федеральные законы.
  3. Указы Президента.
  4. Постановления Правительства.
  5. Законодательные нормы, принятые министерствами и ведомствами.

Некоторые нормативные акты специалисты в области юриспруденции выделяют в особую группу. К таким положениям относятся:

  • Международные соглашения, заключённые Россией с другими государствами.
  • Нормы, изданные государственными органами субъектов Федерации.

Классификация норм

Нормативно-правовые положения имеют не только иерархию, но и классификацию. Так, акты различают по следующим основаниям:

  • Субъект правотворчества. Принять законодательный акт может госорган, общественная организация или народ (путём проведения референдума).
  • Сфера распространения. По этому параметру нормы делятся на федеральные, действующие на территории субъектов РФ, органов муниципальной власти, а также локальную нормативку отдельных предприятий и учреждений.
  • Время действия. Одни положения законодательства принимаются на неопределённый длительный срок, другие же носят временный характер и чётко установленный период.
  • Юридическая сила. От этого признака зависит значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

Основные виды

Согласно правилам нормотворчества, все правовые положения, принятые вышестоящими органами, обладают преимущественным правом или более высокой юридической силой по сравнению с нормами, изданными государственными органами, находящимися ниже.

Таким образом, последние должны принимать правовые документы только на основании и во исполнение законодательных распоряжений вышестоящих инстанций. По этому критерию правовые документы делят на законы и подзаконные нормы.

А также выделяют положения, относящиеся к международному законодательству.

Законы России

Закон представляет собой один из видов нормативно-правового акта.

Это понятие подразумевает, что положение издаётся, согласно строгому регламенту, Государственной Думой России или референдумом, который обладает самой высокой юридической силой.

Порядок принятия новых законов называют законодательной процедурой, какие-либо отклонения от неё недопустимы. Любой новый правовой акт вступает в силу только после публикации его полного текста на официальном ресурсе.

Виды законов:

  • Конституция. Этот закон является наиглавнейшим нормативным актом государства. В нём закреплены основы конституционного строя, устройство государства, а также свободы, права и обязанности граждан страны.
  • Федеральные законы подразделяются на три типа. Первый — конституционные законы, которые регулируют вопросы, определённые в Конституции. В них указанные темы рассматриваются подробнее. Второй тип — правовые нормы, предназначенные для урегулирования проблем различных сфер общественных взаимоотношений. Кодексы являются третьим типом федеральных законов и содержат систему положений отдельной правовой отрасли.
  • Законы субъектов Федерации. Эти нормы права принимают законодательные органы краёв, областей, республик и городов федерального значения. Они обязательны только для людей, которые проживают на территории субъекта, издавшего акт.

Международные документы

Среди нормативных правовых актов особо выделяются международные законы. Конституция Российской Федерации устанавливает, что принципы и нормы, принятые в международной правовой схеме, так же, как соглашения, заключённые правительством России с другими государствами, относятся к национальной системе права.

Полномочия по изданию таких нормативных документов имеют организации, находящиеся вне юрисдикции России. Международные положения подразделяются на такие виды:

  • Директивы, дающие правительству некоторых государств возможность выбрать, каким образом реализовывать новые обязательства.
  • Постановления, которые содержат требования, обязательные для выполнения всеми странами.

Подзаконные положения

Подзаконные акты представляют собой нормы, основанные на законе, не противоречащие ему. Их юридическая сила меньше по сравнению с указанными положениями.

Виды подзаконных положений:

  • Общие нормы, которые обязательны для всех людей, находящихся в стране. К таковым относятся нормативные документы, издаваемые Президентом и Правительством России. Правительственные акты затрагивают различные сферы жизни и производственной деятельности граждан. Они обязательны для исполнения и всегда основаны на законодательстве государства и Указах его главы. Эти правовые положения подписывает Председатель Правительства РФ.
  • Нормы, которые издаются органами власти на местах, то есть правовые документы муниципальных образований по разным проблемам местного значения.
  • Ведомственными актами являются различные распоряжения и инструкции Министерств и ведомств. Они могут быть предназначены для регулирования деятельности подчинённых учреждений или быть обязательными для выполнения всеми гражданами. К примеру, Министерство финансов может издавать положения, которые обязаны выполнять все. Принимаемый Госстандартом РФ ГОСТ, согласно которому осуществляется стандартизация процессов производства и предоставления услуг, также относится к нормативным правовым документам.
  • Нормы, издаваемые организациями для внутреннего исполнения. Их называют корпоративными. Такие документы являются нормативно-правовой базой и устанавливают порядок функционирования предприятия и взаимоотношений его персонала. Их исполнение является обязательным только для коллектива компании. Это могут быть уставы, распоряжения, инструкции, правила, приказы и тому подобное.

Решения судебной власти

Не все юристы согласны с тем, что акты, издаваемые высшими судами, следует относить к источникам права. Подобные решения приобретают некоторые характеристики нормативного положения после обобщения практики различных судебных органов.

При выявлении неточностей и неясностей в нормах законодательства суды могут уточнить и дать конкретные объяснения по вопросам применения правовых актов, не издавая новых положений. Высшие судебные органы выпускают новые нормы права для того, чтобы суды во время ведения процессов имели наиболее точное толкование законодательства России.

Отличия ненормативных элементов права

К ненормативным правовым актам относятся документы, которые обязаны исполнять только указанные в них граждане. По этой причине подобные положения часто называют индивидуальной правовой нормой.

Характерные отличия:

  • Акт имеет индивидуальный характер, который обусловлен его правоприменительными характеристиками.
  • Положение не предназначено для установления общего порядка поведения граждан и принимается только с целью исполнения норм законодательства.
  • Властное предписание, которое содержит документ, устанавливает, изменяет или прекращает права и обязанности конкретных граждан.
  • Указанное предписание всегда обязательно для исполнения.
  • Такие нормы госорганы принимают в инициативном порядке, а потому они односторонние.
  • Форма документа обычно определяется соответствующим нормативом, но также она может быть свободной.
  • Действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением.

Взаимоотношение граждан и производственная деятельность предприятий, а также функционирование учреждений регулируется нормами права, которые принимаются государственными органами разных уровней. Эти положения имеют строгую иерархию, нарушение которой недопустимо.

Источник: https://nauka.club/pravovedenie/normativno-pravovoy-akt.html

Юрист расскажет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: