Педагогическая ситуация учить учитель

Содержание
  1. Педагогические ситуации, их решение
  2. Анализ и порядок решения педагогической ситуации
  3. Типы педагогических ситуаций и особенности их решения
  4. Методика «Педагогические ситуации»
  5. Ситуация 1
  6. Ситуация 2
  7. Ситуация 3
  8. Ситуация 4
  9. Ситуация 5
  10. Ситуация 6
  11. Ситуация 7
  12. Ситуация 8
  13. Ситуация 9
  14. Ситуация 10
  15. Ситуация 11
  16. Ситуация 12
  17. Ситуация 13
  18. Ситуация 14
  19. Оценка результатов и выводы
  20. Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации
  21. Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
  22. Пример педагогических ситуаций и их анализ. Психолого-педагогические, социально-педагогические и педагогические конфликтные ситуации
  23. Определение понятия
  24. Виды педагогических ситуаций
  25. Способы решения педагогической ситуации
  26. Пункты анализа педагогической ситуации
  27. Пример педагогической ситуации и ее анализ

Педагогические ситуации, их решение

Педагогическая ситуация учить учитель

Определение 1

Педагогическая ситуация – это совокупность обстоятельств и условий, которые специально созданы педагогом или возникли спонтанно в рамках текущего педагогического процесса.

Замечание 1

Целью создания педагогических ситуаций является формирование и развитие личности учащихся как активных субъектов трудовой и общественной деятельности.

Педагогическая ситуация представляет собой кратковременные взаимодействия педагога и ученика (группы учеников или всего класса), основанные на противоположных нормах, ценностях и интересах, сопровождаемые значительными эмоциональными проявлениями и направленные на перестройку сложившихся взаимоотношений в худшую или лучшую сторону.

В настоящее время одним из важнейших ключевых навыков педагога является самостоятельная организация аналитико-рефлексивной деятельности, в рамках которой может быть создана необходимая педагогическая ситуация и разработаны средства ее разрешения.

Погружаясь в созданную педагогическую ситуацию, решая ее совместно с учащимися, педагог не просто укрепляет взаимоотношения внутри ученического коллектива, способствуя его сплочению, но и повышает собственные профессиональные знания, умения и навыки.

  • Курсовая работа 450 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Педагогическая ситуация, возникшая в рамках образовательного процесса, способна интегрировать и стимулировать личностный и профессиональный потенциал педагога. Обусловлено это тем, что решение любой педагогической ситуации требует от педагога не только применения знаний из области норм педагогической деятельности, но и формирования личной позиции к ней.

Замечание 2

Таким образом, педагогические ситуации могут применяться педагогом не только с целью установления эффективных взаимоотношений между учащимися, но и с целью собственного личностно-профессионального развития.

Анализ и порядок решения педагогической ситуации

Прежде, чем приступить к решению педагогической ситуации, педагог должен ее проанализировать.

Замечание 3

Анализ педагогической ситуации включает в себя не только определение объективных сторон, но оценка собственной позиции в данной ситуации. То есть, анализ подразумевает два взаимосвязанных компонента профессиональный и личностный.

Вторым этапом является осмысление сложившейся ситуации, стремление понять суть проблемы. Основой данного этапа является мыслительный процесс педагога, его вовлеченность в ситуацию и направленность на ее разрешение.

Анализ педагогической ситуации имеет алгоритм, содержащий шаги, последовательное прохождение которых позволяет педагогу найти максимально оптимальное решение:

  1. Анализ действия и установление его характера (аффективное, импульсивное, болезненное, нечаянное, сознательное, умышленное, непредвиденное и т.д.).
  2. Анализ мотива – направлен на определение причин поступка или действия учащегося.
  3. Поиск противоречий, заложенных в основе данной ситуации.
  4. 4.Установление точки опоры, необходимой для успешного разрешения противоречия (возрастные особенности, закономерности развития, специфика общения и взаимодействия между учащимися и т.д.).
  5. Постановка педагогической задачи.
  6. Поиск вариантов решения ситуации (стандартных и нестандартных).
  7. Точное установление собственной педагогической позиции (является одним из важнейших критериев успешности решения ситуации).
  8. Выбор оптимального решения педагогической ситуации и его обоснование.
  9. Проведение предварительной оценки возможных негативных и позитивных последствий данного решения.

Профессиональная деятельность педагога подразумевает владение им технологией решения разнообразных педагогических ситуаций. Значимость данной технологии состоит в том, что педагогическая ситуация является единицей образовательного процесса и одновременно эффективным инструментом успешной реализации своей профессиональной деятельности.

Четкое уяснение технологии решения педагогической ситуации заключается в том, что педагог осознает не просто значимость ее решения, но и воспринимает каждую педагогическую ситуацию как важный компонент образовательного процесса.

Типы педагогических ситуаций и особенности их решения

В настоящее время выделяют следующие типы педагогических ситуаций:

  1. Стратегические педагогические ситуации – это ситуации, разрешение которых занимает большое количество времени. Их решение способствует формированию у детей жизненной позиции, мировоззрения, знаний о закономерностях освоение человеком окружающей реальности.
  2. Тактические педагогические ситуации – это ситуации, связанные с освоением учащимися учебно-методического комплекса, предусмотренного образовательным стандартом и учебной программой. Решение данных задач направлено на формирование у учащихся определенных знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности.
  3. Оперативные педагогические ситуации – это ситуации, которые педагоги решают на протяжении всей своей профессиональной деятельности, посредством использования разнообразных методов, средств и приемов обучения и воспитания. Оперативные педагогические ситуации являются элементами тактических педагогических ситуаций. Отличие их состоит только в том, что они требуют незамедлительного решения сразу в момент возникновения.
  4. Дидактические педагогические ситуации – это ситуации, которые связаны с процессами управления познавательной деятельности учащихся, с вопросами создания необходимых условий разрешения противоречий между «знанием и незнанием», «умением и неумением».
  5. Воспитательные педагогические ситуации – это ситуации, которые требуют от педагога осмысления сложившейся ситуации в сфере нравственных отношений и принятия на этой основе решения для изменения условий развития личности учащихся.

Продуктивность технологии решения дидактических и воспитательных ситуаций в определяющей степени зависит от того, как педагог умеет связать решение оперативных ситуаций с тактическими и стратегическими, то есть насколько четко он себе представляет и реализует в профессиональной деятельности положения, сформулированные в государственных и нормативных документах об образовании.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskie_situacii_ih_reshenie/

Методика «Педагогические ситуации»

Педагогическая ситуация учить учитель

Перед началом исследования испытуемый получает инструкцию следующего содержания:

«Перед вами – ряд затруднительных педагогических ситуаций.

Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению.

Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, чаще всего, будет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию».

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся.

Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия».

Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

  1. «Вот тебе и на!»
  2. «А что тебе смешно?»
  3. «Ну, и ради бога!»
  4. «Ты что, дурачок?»
  5. «Люблю веселых людей».
  6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

Ситуация 2

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

  1. «Твое дело – учиться, а не учить учителя».
  2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».
  3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
  4. «Тебе просто не хочется учиться».
  5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
  6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

Ситуация 3

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» – Какой должна быть реакция учителя?

  1. «Не хочешь – заставим!»
  2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»
  3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».
  4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»
  5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»
  6. «Давай сядем и обсудим – может быть, ты и прав».

Ситуация 4

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» – Что должен на это ему ответить учитель?

  1. «Если честно сказать – сомневаюсь».
  2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
  3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
  4. «Почему ты сомневаешься в себе?»
  5. «Давай поговорим и выясним проблемы».
  6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

Ситуация 5

Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». – Как нужно ответить ему?

  1. «Попробуй только!»
  2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».
  3. «Это – твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».
  4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
  5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»
  6. «А что ты собираешься делать дальше?»
  7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».
  8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».

Ситуация 6

Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». – Как на это должен отреагировать учитель?

  1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».
  2. «Да, я плохо себя чувствую».
  3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».
  4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».
  5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».
  6. «Ты – очень внимательный, спасибо за заботу!»

Ситуация 7

«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», – говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». – Как на это должен отреагировать учитель?

  1. «Перестань говорить глупости!»
  2. «Ничего себе, додумался!»
  3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»
  4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»
  5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»
  6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

Ситуация 8

Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». – Какой должна быть на это реплика учителя?

  1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».
  2. «С твоими-то способностями? – Сомневаюсь!»
  3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
  4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».
  5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
  6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».

Ситуация 9

В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». – Что должен ответить ему на это учитель?

  1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».
  2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».
  3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».
  4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».
  5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».
  6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

Ситуация 10

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». – Как следует на это отреагировать учителю?

  1. «Ну вот, опять!»
  2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
  3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
  4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»
  5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
  6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

Ситуация 11

Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». – Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

  1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»
  2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»
  3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».
  4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»
  5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»
  6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

Ситуация 12

Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» – Что должен на это ответить учитель?

  1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».
  2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».
  3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».
  4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».
  5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».
  6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».

Ситуация 13

Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». – Каким должен быть ответ учителя?

  1. «Это – плохо».
  2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».
  3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».
  4. «Почему?»
  5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»
  6. «На вкус и цвет товарища нет».
  7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

Ситуация 14

Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». – Как на это должен отреагировать учитель?

  1. «Ну и что?»
  2. «Никуда не денешься, все равно придется».
  3. «Это глупо с твоей стороны».
  4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
  5. «Почему?»
  6. «Я думаю, что ты не прав».

Оценка результатов и выводы

Каждый ответ испытуемого – выбор им того или иного из предложенных вариантов – оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей таблице.

Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, а справа сверху также по порядку их следования представлены альтернативные ответы на эти ситуации.

В самой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различные варианты ответов на разные педагогические ситуации.

Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации

Порядковый номер педа­гогической ситуацииВыбранный вариант ответа и его оценка в баллах
12345678
1434255
2223355
3234455
4233455
522332455
6232455
7223455
8224543
9243454
10234455
11223455
12234545
133244545
14223445

Примечание. Свободные ответы оцениваются отдельно, и соответствующие оценки добавляются к общей сумме баллов.

Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.

Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми.

Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности считаются среднеразвитыми.

И, наконец, если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

© 2004-2019, Psylist.net | Обратная связь: qqqxx@psylist.net

Источник: https://Psylist.net/praktikum/00392.htm

Пример педагогических ситуаций и их анализ. Психолого-педагогические, социально-педагогические и педагогические конфликтные ситуации

Педагогическая ситуация учить учитель

Педагог взаимодействует с учениками и воспитанниками, правильно разрешая педагогические ситуации. В таких ситуациях основная задача педагога – это направить деятельность ученика в правильное направление.

Выбирая подходящее решение, учитель должен суметь понять точку зрения воспитанника и проанализировать его поведение. Педагог взаимодействует с учеником по поводу его поступка.

Ниже будут приведены примеры педагогических ситуаций.

Определение понятия

Прежде чем приводить пример педагогических ситуаций, нужно определить, что именно понимают под этим термином. Это обстановка, возникающая в процессе обучения и воспитания, которую необходимо учитывать при принятии решений о том, как воздействовать на них.

Они могут быть простыми и сложными. В первом случае конфликт решается без участия педагога. Пример педагогической ситуации: двое учеников спорят на повышенных тонах. Затем ученики начинают драться. Учитель видит это и спешит вмешаться в конфликт. Но неожиданный звук отвлекает учеников и конфликт пропадает. Таким образом, звук послужил отвлекающим моментом, тем самым уреголировав конфликт.

В сложных педагогических ситуациях большое значение имеют эмоциональные состояния педагога и ученика и другие дополнительные факторы. В таком случае конфликт может быть разрешен при взаимодействии ученика и учителя.

Пример педагогической ситуации: у класса появился новый руководитель. Учительница быстро нашла общий язык со всеми учениками. Но неожиданно у одного заметно снизилась успеваемость.

Между классным руководителем и учеником стали возникать конфликты. Так продолжалось до тех пор, пока мама ребенка не рассказала учительнице, что отец часто скандалит дома.

После это педагог стала более внимательной к ученику, а он, почувствовав ее заботу, стал больше внимания уделять учебе.

В педагогической деятельности трудно провести грань между ситуацией и конфликтом. Но учитель в любом случае обязан проанализировать ситуацию, чтобы принять верное решение.

Виды педагогических ситуаций

Эту классификацию нужно знать для того, чтобы выбрать правильное решение. Но их все можно назвать педагогической проблемной ситуацией, потому что они перерасти в учебный конфликт.

  1. Ситуации деятельности, возникающие в процессе выполнения учеником педагогических задач.
  2. Поведенческие ситуации – они связаны с нарушением правил поведения и распорядка в школе.
  3. Ситуации отношений, которые возникают в процессе общения между педагогом и учеником.

Учитель должен сделать анализ педагогической ситуации, чтобы разрешить ее, не ущемляя права ученика и не вредя образовательному процессу.

Психолого-педагогические ситуации имеют ряд особенностей:

  • профессиональная ответственность учителя за разрешение ситуации;
  • нужно учитывать различный социальный статус участников конфликта;
  • конфликтующие стороны имеют разницу в возрасте и жизненном опыте;
  • педагог должен суметь посмотреть на ситуацию со стороны ученика;
  • учитель должен помнить, что другие ученики являются участниками педагогической ситуации, а разрешение конфликта является воспитательной моделью для них;
  • из-за своего статуса, педагог должен взять инициативу в поиске решения конфликта, поставив на первое место интересы воспитанника;
  • ошибки, которые может допустить учитель, могут стать причиной новых педагогических конфликтов;
  • педагог должен помнить, что такие ситуации легче предупредить, чем правильно их урегулировать.

Способы решения педагогической ситуации

  1. Педагог поочередно спрашивает участников ситуации и просит изложить суть проблемы. Главное – учитель должен пресечь любую попытку дать эмоциональную оценку других участников. Уточнив факты, педагог вызывает учеников и просит их высказать все, что они думают друг про друга. После этого педагог принимает решение.
  2. Педагог делает враждующим сторонам предложение выступить со своими претензиями на собрании. И решение он принимает после того, как участники собрания выскажут свое мнение по вопросу.
  3. Если мирно разрешить ситуацию не получается, учитель принимает в отношении к участникам конфликта санкции.
  4. Иногда ученику достаточно высказать отрицательные эмоции.
  5. Педагогу стоит избегать публичных (особенно это актуально в работе с подростками) критичных замечаний.
  6. Учителю не нужно делать акцент на “отрицательном” поведении ученика.
  7. Нужно поощрять у ребенка стремление к творчеству, дальнейшему саморазвитию.

Но, в первую очередь, решение педагогической ситуации будет зависеть от причины ее появления.

Поэтому учителю нужно тщательно ее проанализировать.

Пункты анализа педагогической ситуации

  1. Характеристика социальных условий. Сюда входит определение возраста, социального статуса, влияние взрослого окружения на ребенка. Это важно для подбора правильного решения социально-педагогической ситуации.
  2. Анализ причины поступков участников педагогической ситуации.

    В этом пункте делают анализ психологических особенностей детей, родителей и педагогов; социально-психологические предпосылки возникновения ситуации; какие взаимоотношения между участниками конфликта и педагогическая оценка.

  3. Поиск решения выхода их педагогической ситуации, т. е.

    выбор средства достижения цели и планирование педагогической деятельности.

Пример педагогической ситуации и ее анализ

Ученики первого класса на продленке играли в подвижную игру. Мальчик и девочка случайно столкнулись друг с другом. Девочка побежала к учительнице жаловаться, что он ее стукнул.

Учительница подозвала к себе мальчика и сказала, чтобы он извинился перед девочкой, потому что обижать других нельзя. Мальчик отказался, тогда педагог в качестве наказания сказала сесть на скамейку.

Ребенок, обидевшись, ни с кем не играл, пока не пришла его мама.

Анализ: в данном случае педагог не смогла эффективно решить проблему. Она не стала вникать в суть ситуации, не выслушав другого участника конфликта. Как ей лучше было поступить?

  1. Нужно было выслушать мальчика.
  2. Объяснить детям, что никто не виноват – это была случайность. И еще раз проговорить технику безопасности во время подвижных игр.
  3. Чтобы принять объективное решение опросить других детей.

Это был пример краткого анализа педагогической ситуации.

Источник: https://FB.ru/article/367924/primer-pedagogicheskih-situatsiy-i-ih-analiz-psihologo-pedagogicheskie-sotsialno-pedagogicheskie-i-pedagogicheskie-konfliktnyie-situatsii

Юрист расскажет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: