Педагогическая ситуация номер 4 ответ

Содержание
  1. Методика «Педагогические ситуации»
  2. Ситуация 1
  3. Ситуация 2
  4. Ситуация 3
  5. Ситуация 4
  6. Ситуация 5
  7. Ситуация 6
  8. Ситуация 7
  9. Ситуация 8
  10. Ситуация 9
  11. Ситуация 10
  12. Ситуация 11
  13. Ситуация 12
  14. Ситуация 13
  15. Ситуация 14
  16. Оценка результатов и выводы
  17. Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации
  18. Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
  19. Педагогическая ситуация номер 4 ответ
  20. Педагогическая ситуация номер 4 ответить
  21. Педагогическая ситуация номер 4 ответа
  22. Методика 4. Педагогические ситуации
  23. педагогические ситуации и их анализ
  24. Педагогические ситуации и их разрешение
  25. Конфликтные педагогические ситуации с возможными вариантами решения
  26. Методика «Педагогические ситуации»
  27. Делюсь №40.тесты и педагогические ситуации при аттестации
  28. Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций
  29. Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике?
  30. Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе?
  31. Раздел 4. Обнаружение ситуации
  32. Раздел 5. Пример ситуации
  33. Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях
  34. Раздел 7. Как правильно проанализировать конфликт
  35. Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь
  36. Раздел 9. Способы решения педагогической задачи
  37. Раздел 10. Примеры решения

Методика «Педагогические ситуации»

Педагогическая ситуация номер 4 ответ

Перед началом исследования испытуемый получает инструкцию следующего содержания:

«Перед вами – ряд затруднительных педагогических ситуаций.

Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению.

Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, чаще всего, будет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию».

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся.

Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия».

Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

  1. «Вот тебе и на!»
  2. «А что тебе смешно?»
  3. «Ну, и ради бога!»
  4. «Ты что, дурачок?»
  5. «Люблю веселых людей».
  6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

Ситуация 2

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

  1. «Твое дело – учиться, а не учить учителя».
  2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».
  3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
  4. «Тебе просто не хочется учиться».
  5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
  6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

Ситуация 3

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» – Какой должна быть реакция учителя?

  1. «Не хочешь – заставим!»
  2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»
  3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».
  4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»
  5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»
  6. «Давай сядем и обсудим – может быть, ты и прав».

Ситуация 4

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» – Что должен на это ему ответить учитель?

  1. «Если честно сказать – сомневаюсь».
  2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
  3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
  4. «Почему ты сомневаешься в себе?»
  5. «Давай поговорим и выясним проблемы».
  6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

Ситуация 5

Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». – Как нужно ответить ему?

  1. «Попробуй только!»
  2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».
  3. «Это – твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».
  4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
  5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»
  6. «А что ты собираешься делать дальше?»
  7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».
  8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».

Ситуация 6

Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». – Как на это должен отреагировать учитель?

  1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».
  2. «Да, я плохо себя чувствую».
  3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».
  4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».
  5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».
  6. «Ты – очень внимательный, спасибо за заботу!»

Ситуация 7

«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», – говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». – Как на это должен отреагировать учитель?

  1. «Перестань говорить глупости!»
  2. «Ничего себе, додумался!»
  3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»
  4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»
  5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»
  6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

Ситуация 8

Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». – Какой должна быть на это реплика учителя?

  1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».
  2. «С твоими-то способностями? – Сомневаюсь!»
  3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
  4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».
  5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
  6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».

Ситуация 9

В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». – Что должен ответить ему на это учитель?

  1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».
  2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».
  3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».
  4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».
  5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».
  6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

Ситуация 10

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». – Как следует на это отреагировать учителю?

  1. «Ну вот, опять!»
  2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
  3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
  4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»
  5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
  6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

Ситуация 11

Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». – Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

  1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»
  2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»
  3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».
  4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»
  5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»
  6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

Ситуация 12

Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» – Что должен на это ответить учитель?

  1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».
  2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».
  3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».
  4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».
  5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».
  6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».

Ситуация 13

Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». – Каким должен быть ответ учителя?

  1. «Это – плохо».
  2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».
  3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».
  4. «Почему?»
  5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»
  6. «На вкус и цвет товарища нет».
  7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

Ситуация 14

Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». – Как на это должен отреагировать учитель?

  1. «Ну и что?»
  2. «Никуда не денешься, все равно придется».
  3. «Это глупо с твоей стороны».
  4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
  5. «Почему?»
  6. «Я думаю, что ты не прав».

Оценка результатов и выводы

Каждый ответ испытуемого – выбор им того или иного из предложенных вариантов – оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей таблице.

Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, а справа сверху также по порядку их следования представлены альтернативные ответы на эти ситуации.

В самой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различные варианты ответов на разные педагогические ситуации.

Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации

Порядковый номер педа­гогической ситуацииВыбранный вариант ответа и его оценка в баллах
12345678
1434255
2223355
3234455
4233455
522332455
6232455
7223455
8224543
9243454
10234455
11223455
12234545
133244545
14223445

Примечание. Свободные ответы оцениваются отдельно, и соответствующие оценки добавляются к общей сумме баллов.

Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.

Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми.

Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности считаются среднеразвитыми.

И, наконец, если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

© 2004-2019, Psylist.net | Обратная связь: qqqxx@psylist.net

Источник: https://Psylist.net/praktikum/00392.htm

Педагогическая ситуация номер 4 ответ

Педагогическая ситуация номер 4 ответ

Педагогическая ситуация номер 4 ответ

Эти проблемы, которые они создали сами, должен озвучить классный руководитель, затем кл. руководитель ставит вопросы, которые они должны решить, конкретно записать на доске, бумаге и дает время на их решение (Как вы оцениваете, что произошло, как выйти из данной ситуации).

Ситуация 71 В классе появился новый ученик. Мальчик с темным цветом кожи. Ученики увидев своего нового одноклассника начали смеяться и тукать пальцем. Вопросы и задания 1. Проанализируйте поведение детей в классе. 2.

Как бы вы (на месте классного руководителя или учителя-предметника) поступили, если бы в Ваш класс прибыл ребенок-представитель некоренной национальности (расы). 3. Как правильно разрешить сложившуюся ситуацию.

Ситуация 72 В классе появился ребенок с особенностями физического развития (слабовидящий, слабослышащий, инвалид-колясочник и т. д., сильно заикающийся).

Важно

Когда он шел по улице, сразу было видно, что это именно ОН идет, такой он был рыжий. И самое удивительное было то, что все вокруг него были серые: темно-серые, светло-серые, серые в черную и белую полоску — и ни одного, ну ни одного рыжего.

Все в его семье — и мама-кошка, и папа-кот, и все котята — были очень красивых серых оттенков; и вся его родня была серая, и все знакомые. Словом, из всех, кого он знал, он один был такой рыжий! И вот однажды случилась с ним совсем печальная история.
Когда наш маленький Котенок гулял во дворе, он увидел двух сиамских котят, которые весело играли в мячик, прыгали и веселились. — Привет,- сказал рыжий Котенок,- вы так здорово играете.

Внимание

Кто пойдет напишет? – обращается учитель к классу – Шувалов к доске. Разговоры! Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте действия учителя и учеников.

2.

Назовите ошибки в действиях учителя. 3. Предложите пути решения данной проблемы.

Ситуация 47 В школе, где училась Марина, многие ребята носили красивую одежду и могли похвастаться множеством дорогих вещей.

Их родители сумели приспособиться к новым условиям рынка и зарабатывали большие деньги, поэтому эти ребята хоть каждый день могли приходить в школу в обновках и позволить себе дорогие развлечения.

Марине же приходилось носить старые платья, сшитые мамой или бабушкой, в которых она сама себе казалась старомодной. Отчего у других были такие красивые вещи, а у нее – почти ничего? Некоторые ее подруги приносили в школу большие деньги и по дороге домой останавливались у киосков, чтобы купить шоколад.

Педагогическая ситуация номер 4 ответить

Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, а справа сверху также по порядку их следования представлены альтернативные ответы на эти ситуации.

В самой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различные варианты ответов на разные педагогические ситуации.Ключ к методике «Педагогические ситуации».


Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации Порядковый номер педа­гогической ситуации Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах 1 2 3 4 5 6 7 8 1 4 3 4 2 5 5 – – 2 2 2 3 3 5 5 – – 3 2 3 4 4 5 5 – – 4 2 3 3 4 5 5 – – 5 2 2 3 3 2 4 5 5 6 2 3 2 4 5 5 – – 7 2 2 3 4 5 5 – – 8 2 2 4 5 4 3 – – 9 2 4 3 4 5 4 – – 10 2 3 4 4 5 5 – – 11 2 2 3 4 5 5 – – 12 2 3 4 5 4 5 – – 13 3 2 4 4 5 4 5 – 14 2 2 3 4 4 5 – –

Примечание.

Педагогическая ситуация номер 4 ответа

Из педагогических соображений, им не было указано на это, для того, чтобы, получив решение, они сами поняли свою ошибку.

Педагогическая ситуация-задание №13.

Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.

Анализ ситуации: умственно ребёнок развивается нормально, любит шумные игры, но долго находиться в состоянии покоя не может. По отношению к детям настроен положительно, имеет в группе друзей, не агрессивен.

Гиперактивность имеет физиологические корни. Если взрослый настаивает на спокойном виде деятельности, ребёнок теряет равновесие в поведении, плачет, отказывается от общения.

Задача: Что есть? — гиперактивный ребёнок.

В результате этого случая (и подобных ему) может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнется в себе, перестанет работать на уроке. Кроме того, так как в отношении него допущена явная несправедливость, это скажется и на отношениях учитель-ученик.

Ребята из класса, присутствующие при этом, хоть и чувствуют, что учитель поступает несправедливо, воспринимают этот стиль общения с их одноклассником как норму. Детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы, а если еще и учитель позволяет себе смеяться над таким человеком, то в классе 7–8 может начаться настоящая травля.

Решение Если первое слово вызывает такие трудности, то учителю лучше было самому прочитать его, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, успокоится и ученик, и чтение пойдет лучше.

Учительница замечает некоторое оживление в классе, переглядки мальчиков, соседей Аристова по ряду. Толик читает сочинение, и учительница с ужасом узнает в «знакомом человеке» — себя.

С ужасом, потому что все недостатки (а учительница отдавала себе отчет в том, что не является красавицей) Аристов подчерк­нул достаточно точно и зло. Учительница чувствует, как накатывает гнев, сжимаются кулаки.

Первый раз в жизни ей хочется ударить ученика.

Отношения с ребятами в этом классе всегда были хорошими, ей казалось, что ее уважают. Да и Аристов, казалось, излишне резвый и смешливый, но в общем «нормаль­ный» мальчишка.

Толик закончил сочинение-портрет. Вид у него шутливо-героический. Класс смотрит на нее. В глазах ожидание, испуг, в чьих-то — насмешка. Мальчики «блудливо» переглядываются. Ваше слово, учитель.

Как следует на это отреагировать учителю?

1-. «Ну вот, опять!»

  1. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

  2. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

  3. «Я хотел(а) бы знать, почему?»

  4. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

Ситуация 11

Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся».

Я чувствую, вы полюбили вашу первую книгу, правда? – Да, – шепчут дети. – И вам, наверное, хочется сказать ей добрые слова благодарности? – Да, – шепчут дети. – Так подумайте, какими словами вы бы выразили свою ей благодарность. Вопросы и задания 1. Какие педагогические задачи решает педагог в этой ситуации? 2.

Какую концепцию или модель обучения демонстрирует данный фрагмент? 3. Какие закономерности соблюдены педагогом в организации педагогического взаимодействия на уроке? 4. О каких особенностях педагогической деятельности учителя говорит эта ситуация? Ситуация 37 Петя (П.

): Я хочу грузовичок! Дай мне грузовик! Отпусти! Отпусти! Гена (Г.): Я первый его взял! А он пришел и отобрал его у меня. Пусть он мне его отдаст! Отец (О.): Вижу, у вас и вправду проблема из-за грузовика. Может быть, перейдем в эту комнату и поговорим? Я хотел бы вам помочь обсудить эту проблему.

Могли бы Вы сказать, что обычно достаточно времени, которое Вы тратите на себя?

а) да; б) нет.

14. Если Вы хотите обсудить с кем-либо свои проблемы, легко ли Вам обычно найти слушателя?

а) да; б) нет.

15.

Находитесь ли Вы на пути, более или менее обеспечивающем достижение Ваших главных жизненных целей?

а) да; б) нет.

16. Вы скучаете на работе?

а) часто; б) иногда; в) очень редко.

17.

Вы с удовольствием собираетесь на работу?

а) в большинстве случаев; б) в некоторые дни; в) лишь изредка.

18. Чувствуете ли Вы, что на работе по достоинству ценят Ваши способности и дела?

а) да; б) нет.

19.

Прошла неделя и в кабинет директора был вызван Василий Гаврилович. Оказалось, что он не отпустил в очередной раз Гришу по его просьбе, и Гриша «справил нужду» прямо в свою одежду. Разразился скандал.

На следующий урок физкультуры у Гриши снова была просьба – Можно выйти? Учитель не знал, как поступить? Не отпускать-опасно, и отпустить – опасно, мало ли что может случиться с гуляющим ребенком на уроке. Как быть? Вопросы и задания 1. Проанализируйте ситуацию с точки зрения учителя. 2.

Как бы вы (на месте учителя-предметника) поступили, если бы в Вашем классе возникла подобная проблема). 3. Как правильно разрешить сложившуюся ситуацию. Ситуация 104 В 6 «А» есть «нестандартный» ученик – Дима К. У Димы избыточный вес.

Ходить на физкультуру ему приходится, так как освобождения нет, есть только ограничения по нагрузке.
А этому ребёнку хочется, чтобы кто-нибудь поверил, что он не безнадёжен. Но один на один попрошу Сашу после уроков принести выполненное упражнение.

Задание 5

  1. На одном из первых уроков в новом классе учитель вызывает Витю Астафьева.

    Мальчик встает и молчит. Ты сделал задание? — спрашивает учитель. Молчание. Что ты молчишь, сделал или нет? Ученик молчит.

    Ты не умеешь разговаривать? Смех в классе. Учитель подходит, смотрит в тетрадь Астафьева. Задание сделано. — Странно, — говорит учитель, — ну, садись.

    Перед концом урока все повторилось. Астафьев встает и молчит.. Ни слова. -Что это с ним? — вполголоса интересуется учитель у девочки с пер­вой парты.

Источник: https://advokat-martov.ru/pedagogicheskaya-situatsiya-nomer-4-otvet

Методика 4. Педагогические ситуации

Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас и хо­чется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреа­гируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант сло­весной реакции из числа предложенных ниже.

1.

«Вот тебе и на!» 2. «А что тебе смешно?» 3. «Ну, и ради бога!» 4. «Ты что, дурачок?» 5. «Люблю веселых людей». 6. «Я рад(а), что создаю у тебя веселое настроение». 7. Часть I.

Психологическая диагностика Ситуация 2 В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция: 1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя». 2.

«Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить»

.

3.

«Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учить­ся у другого учителя?»

4.

педагогические ситуации и их анализ

Объектом социальной педагогики является процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий. Предметом социальной педагогики выступает социальное воспитание, его цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы осуществления.

С появлением в воспитании ситуативного подхода в нашей жизни появились понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».

Педагогическая ситуация — это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения.

задача социальной педагогики — передать вступающим в жизнь поколениям социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, всем человечеством в целом.

Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации.

Педагогические ситуации и их разрешение

Детям самостоятельно гулять во дворе без родителей почти невозможно, а при родителях дети ведут себя иначе, потому что взрослые постоянно вмешиваются в процесс общения, навязывая свои поведенческие формы – социализации не происходит, общение перестает быть спонтанным.

Дворовые социализации исчезли. Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь – информационных.

Огромное число дошкольников пользуется интернетом, проводит много времени с различными гаджетами, которые во многом заменяют им игры со сверстниками и в то же время поглощают время для самостоятельных игр. Известно, что социализация происходит в основном тогда, когда ребенок проявляет собственную инициативу, когда имеет место непрогнозируемая ситуация.

Конфликтные педагогические ситуации с возможными вариантами решения

На платье учительницы Витя замечает украшение из янтаря и тут же в сторону бросает реплику: «Подумаешь, канифоль нацепила».

На голове у него стул. Весь класс озорливо поглядывает то на учительницу, то на ученика и ждет ее реакции. Возможный вариант ответа для учителя: «Что, уже и этим местом сидят?» Класс взрывается от смеха. Ученик покраснел. Он явно смущен и теперь не знает, что делать.

Учитель же, как ни в чем не бывало, начинает урок. Стул поставлен на место. Ситуация «Опоздание» Наташа регулярно опаздывает на первый урок.

Вот и сегодня в очередной раз (неизвестно какой по счету) она входит в класс через 15 минут после звонка, когда урок в самом разгаре.

Методика «Педагогические ситуации»

Как вы отреа­гируете на это?

Выберите и отметьте подходящий вариант сло­весной реакции из числа предложенных ниже. 1. «Вот тебе и на!» 2. «А что тебе смешно?» 3. «Ну, и ради бога!» 4. «Ты что, дурачок?» 5.

«Люблю веселых людей». 6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение». 7. Ситуация 2 В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам:

«Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить»

.

Ваша реакция: 1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».

2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить». 3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учить­ся у другого учителя?» 4. «Тебе просто не хочется учиться». 5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь». 6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

7. Ситуация 3 Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выпол­нять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой долж­на быть реакция учителя? 1.

Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас и хо­чется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреа­гируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант сло­весной реакции из числа предложенных ниже.

1. «Вот тебе и на!» 2. «А что тебе смешно?» 3.

«Ну, и ради бога!» 4. «Ты что, дурачок?» 5.

«Люблю веселых людей». 6. «Я рад(а), что создаю у тебя веселое настроение». 7. Часть I.

Психологическая диагностика Ситуация 2 В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам:

«Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить»

.

Ваша реакция: 1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».

2.

«Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить»

. 3.

«Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учить­ся у другого учителя?»

4.

Делюсь №40.тесты и педагогические ситуации при аттестации

Внимательно прочитайте описание каждой ситуации и предложите Ваш вариант действий для их конструктивного разрешения. На выполнение задания Вам дается 1.5 часа.

При оценке результатов будет учитываться конструктивность и обоснованность предложенного Вами способа разрешения сложившейся ситуации: умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения; умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения, умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях; умение учитывать особенности обучающихся; умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации; умение предвидеть результаты воздействия.

Источник: https://27advokat.ru/pedagogicheskaja-situacija-nomer-4-otvet-48094/

Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

Педагогическая ситуация номер 4 ответ

Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения. Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.

По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.

Данная статья расскажет о том, как найти общий язык с подрастающим поколением. Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике?

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?

Прежде всего, попробуем дать определение.

Итак, педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.

Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе?

Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие конфликтные ситуации обычно возникают в случае возникновения:

  • недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
  • разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;
  • противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
  • противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия;
  • разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.

Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены специальные методы решения сложных педагогических ситуаций.

При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы.

Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.

Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий. Но молодым педагогам такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

Раздел 4. Обнаружение ситуации

В течение учебного дня педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.

Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.

Первое действие – обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.

Раздел 5. Пример ситуации

Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор.

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!»

Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке.

Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить.

Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели.

На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.

После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях

Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.

Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:

  • Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
  • Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
  • Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
  • Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
  • Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
  • Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.

Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Раздел 7. Как правильно проанализировать конфликт

Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Кто главный участник этого события и диалога?
  • В чем заключается причина конфликта?
  • Что послужило мотивом этого поступка?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие.

Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные.

Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения.

Педагогическая проблема, как говорится, налицо. По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи:

  • помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;
  • донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
  • провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

Раздел 9. Способы решения педагогической задачи

Самый трудный этап после обнаружения ситуации – это выбор способа решения.

Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.

Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения. Первая ошибка родителей – они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам.

Вторая ошибка – отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение.

В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила.

Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

Раздел 10. Примеры решения

Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже. В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?

  • Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций – попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.
  • Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать повышению самооценки, меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
  • Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.
  • Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.
  • Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих эмоционально-психологических проблем, объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.
  • Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.
  • Проявление школьного «буллинга» – социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии – чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.

Источник: https://FB.ru/article/144122/pedagogicheskie-situatsii-i-primer-ih-resheniya-metodyi-resheniya-slojnyih-pedagogicheskih-situatsiy

Юрист расскажет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: