Основные принципы организации системы государственного управления

Понятие и принципы государственного управления

Основные принципы организации системы государственного управления

Управлением называют функцию строго организованных систем разной природы. Оно обеспечивает целостность систем, так как направлено на достижение стоящих перед ними целей и задач.

Благодаря управлению сохраняются интересы разных элементов, обеспечивается их взаимодействие. В нашем материале будет подробно рассказано об организации государственного управления.

Принципам, функциям, задачам и содержанию властного руководства будет дана обширная характеристика.

Понятие государственного руководства

Сразу нужно условиться, что управление и руководство являются синонимами. Оба явления направлены на раскрытие функций каких-то систем. Они служат интересам элементов, заключенных в единую структуру.

Например, социальное управление представляет собой организацию совместной деятельности людей.

Такого рода деятельность еще не в состоянии обеспечить нужное взаимодействие участников системы, но организует людей в определенные группы и постепенно их оформляет.

Важнейшим принципом государственного управления (социального руководства) является наличие упорядочивающего воздействия на участников единой деятельности. Взаимодействию участников системы придается организованность, обеспечивается согласованность индивидуальных действий каждого члена. Выполняются общие функции, вытекающие из природы системы. Это координация, надзор, планирование и прочее.

Основным объектом социального руководства является регулирование поведения участников системы. Это сознательно-волевая категория – приоритетный элемент всей системы. Так, руководство, реализуемое властью, является неким социальным эталоном. Возникают связи между субъектом и объектом. Такая соподчиненность имеет сознательно-волевое опосредование.

Обозначенные выше признаки и принципы государственного управления указывают на приоритетность воли управляющих по отношению к воле управляемых.

Субъект управления формирует и осуществляет волю господствующих лиц, а объект ей подчиняется.

Отсюда можно сделать вывод о том, что социальное руководство представляет собой систему властных отношений, обеспечиваемых рядом принципов государственного управления.

Сущность властного управления

Власть – это специфическое средство, направленное на обеспечение следования воли управляемых желаниям управляющих. Такое определение было сформулировано благодаря трактовкам философов и мыслителей различных эпох. При этом термин “государственное управление”, общие принципы которого формировались на протяжении веков, появился совсем недавно.

Почти 80 лет властное руководство в нашей стране представляло собой лишь инструмент для достижения “высшей цели” – построения новой формации. Формально приоритет отдавался идейным соображениям, а не желанию организовывать общественный порядок в настоящем времени. С распадом Советского Союза все стало совсем иначе.

В 1993 году появилась Конституция России, которая закрепила основные методы, функции и принципы государственного управления. Появился новый термин – “исполнительная власть”. Он имеет решающее значение при анализе социального руководства. От советского “разделения труда” страна перешла к “разделению властей”. Изменилась сама сущность управления.

Разделение властей

Концепция разделения властей базируется на одном важном принципе. Организация государственного управления не может осуществляться только одним лицом или государственным органом.

Это приведет к созданию антидемократического, тоталитарного режима. Недопустимо ограничение власти законодательством.

Управление должно выстраиваться на компетенционно-функциональной специализации, которая не нарушает его принципиального единства.

Власть должна быть основой для функционирования субъектов, олицетворяющих ту или иную ее отрасль. Все ветви власти – часть единого “дерева”, именуемого государственностью. Раздел властей здесь крайне необходим. Три ветви социального управления отличаются некоторой долей самостоятельности, они независимы друг от друга.

Исполнительная власть являет собой одну из трех ветвей. В ее полномочия входит организация государственной жизни и контроль за соблюдением законов.

Исполнительная отрасль тесно сотрудничает с законодательной, которая занимается формированием основных норм и правил поведения.

Есть также судебная власть, в полномочия которой входит толкование законов и наложение ответственности за их несоблюдение.

Исполнение власти является политико-правой категорией, а управление государством – организационно-юридической. Право на жизнь имеют обе категории, хотя в законе понятие управления отсутствует вовсе.

Общие принципы управления

Рассмотрев базовые признаки и структурные элементы социального руководства, следует обратить внимание на основные принципы государственного управления.

Само понятие “принцип” означает основополагающие идеи, побудители и мотивы, которые лежат в основе реализуемых поступков или действий.

Принципы социального руководства указывают на основополагающие черты и сущностные характеристики власти.

Самая распространенная классификация принципов выглядит следующим образом:

  • Законность. Предполагает строгое и неукоснительное соблюдение субъектами управления всех правовых предписаний.
  • Конкретность. Реализация управления должна применяться к конкретным жизненным обстоятельствам, учитывать самые разнообразные формы проявления действий и законов общественного развития.
  • Объективность. Изучение имевших место закономерностей социальной эволюции и определение путей для дальнейшего совершенствования общества и государства.
  • Эффективность. Стремление к достижению целей с максимальным применением сил, времени и средств.
  • Сочетание централизации и децентрализации. Этот принцип особенно актуален в России – стране с федеративным устройством.

На основе общих принципов общественно-государственного управления выстраиваются организационные идеи и начала. О них будет рассказано далее.

Общие организационные принципы управления

Учеными-правоведами выделяются две группы принципов, на которых базируется управление государством. Первая группа именуется общей организационной, вторая – внутриорганизационной. В первую группу входят:

  • Территориальный принцип. Лежит в основе формирования государственного аппарата в точном соответствии с территориально-административным делением страны.
  • Отраслевой принцип. Выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, реализующих исполнительную власть. В соответствии с этим принципом реализуется государственно-управленческая деятельность: здравоохранение, культура, охрана порядка и т. д.
  • Функциональный принцип. Обуславливает оптимизацию межотраслевых связей. Субъект управления может осуществлять методическое руководство, а также административное принуждение и контрольно-надзорные функции. Это Центробанк, Счетная палата, Прокуратура, Центральная избирательная комиссия и т. д.
  • Линейный принцип. Каждый руководитель в рамках своей компетенции обладает всеми управленческими правами и функциями в отношении своих подчиненных.
  • Принцип двойного подчинения. Обеспечивает сочетание начал централизованного руководства с учетом локальных условий и особенностей российских регионов. Лежит в основе федеральных исполнительных органов.

Таким образом, общие организационные принципы дают все необходимые сведения об элементах государственного управления.

Внутриорганизационные принципы

Следующая группа идей и начал связана с внутренней организацией властного управления.

Так, рациональное распределение полномочий между различными субъектами исполнительной деятельности предполагает закрепление задач, обязанностей и полномочий за каждым работником и государственным органом. Ответственность субъектов за результаты работы тесно связана с рациональными распределением функций.

Важнейшим принципом считается сочетание коллегиальности и единоначалия. Наиболее ярко этот принцип проявляется в ситуациях взаимодействия крупных инстанций с должностными лицами. Простым примером является работа Президента с Федеральным собранием либо премьер-министра с Правительством.

Методы государственного управления

Внутриорганизационные начала тесно связаны с базовыми инструментами и методами государственного управления. Принципы и методы взаимодействуют между собой, в результате чего выстраивается система социального руководства.

Вот какие юридические инструменты следует выделить:

  • Убеждение – целенаправленный процесс воздействия субъекта власти на управляемый объект. Сюда входят пропаганда, агитация, обучение, критика и прочее.
  • Поощрение – способ воздействия, имеющий под собой положительное оценивание субъекта.
  • Косвенное управление – связано с психологическими и экономическими инструментами воздействия на общество.

Принципы зарождают идеи, на основе которых появляются цели и функции. Методы являются своеобразным инструментом, помогающим перейти от идей к практике.

Цели государственного управления

Основные принципы социального руководства являются своеобразной базой для составления целей управления, лежащего в основе жизнедеятельности людей.

Следует выделить основные задачи:

  • развитие и оптимизация социальных институтов, которые обеспечивают устойчивое и надежное развитие страны по демократическому пути;
  • соблюдение внешней и внутренней безопасности;
  • защита свобод, интересов и прав людей согласно положениям Конституции РФ, наличие общей административно-юридической регуляции;
  • поддержание благоприятной экологической, экономической, социальной, культурной и политической обстановки в стране;
  • формирование государственной политики, направленной на повышение уровня жизни народа;
  • качественное и эффективное регулирование механизмов рынка;
  • грамотное сотрудничество регионов и федерального центра, основанное на взаимной выгоде.

На основе представленных выше целей и правовых принципов государственного управления формируется обширная система функций, которые реализует власть. О них будет рассказано далее.

Функции социального руководства

Под функциями государственного управления подразумевают объективно обусловленные типы властных, целеполагающих и организационно-регулирующих воздействия власти на социальные процессы.

Это целостное и специфическое воздействие государства на человека. На формирование функций влияет целый ряд факторов, таких как состояние общества, его структура, уровень самоуправляемости и многое другое.

Опять же, формируемый функционал базируется на принципах государственного и муниципального управления.

Традиционно выделяются следующие виды функций:

  • Планирование. Ставится проблема: с помощью чего, когда, где и как может быть достигнута определенная цель.
  • Организация. Необходимо создать условия по качественному социальному взаимодействию, которое приносило бы желаемый результат.
  • Регулирование. Направлено на то, чтобы человек в рамках организации выполнял определенный объем деятельности.
  • Функция работы с персоналом.
  • Надзорно-контрольная функция.

Существует и другая классификация, согласно которой государство должно заботиться о следующем:

  • обеспечение общественного порядка и безопасности;
  • создание и поддержание благосостояния граждан, их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов;
  • государственное регулирование процессов, реализуемых в области социальной, культурной и экономической жизни.

На сегодняшний день Российская Федерация реализует все представленные функции в полном объеме. Но дает ли это желаемый результат? Разобраться в этом вопросе можно только проанализировав все проблемы государственного управления, существующие в стране в настоящее время.

Проблемы социального руководства в России

Решение вопроса о модернизации государственного управления заключается в том, чтобы создать качественную систему сдержек и противовесов. Она позволила бы выработать в отношении неэффективной или противоправной деятельности надежное правовое регулирование. Но для начала стоит выявить основные проблемы социального руководства в России.

Политтехнологи и правоведы сетуют на следующие явления:

  • Президент находится над ветвями власти. Его задача сводится к обеспечению их согласованного функционирования. Однако практика показывает иное: глава государства задействован в основном во внешнеполитической сфере, а за принимаемые властью решения никакой ответственности не несет.
  • Федеральная, региональная и муниципальная системы власти не в полной мере реализуют свои полномочия. Необходим качественный механизм, который способствовал бы их совместному ведению.
  • Отсутствует четкая нормативно-правовая база социального руководства. До сих пор в законах присутствует множество пробелов и так называемых юридических дыр. Недостаточно одного лишь соблюдения принципов государственного управления. Образование четкой и строго спланированной нормативной базы помогло бы решить ситуацию.

Решение всех обозначенных проблем должно быть приоритетной задачей нынешней власти.

Итак, в статье были разобраны основные методы, функции, принципы и понятия государственного управления. Российская Федерация вбирает в себя все демократические элементы, однако существующие проблемы властного руководства не позволяют применять их на практике в полной мере.

Источник: https://FB.ru/article/8326/uu-ponyatie-i-printsipyi-gosudarstvennogo-upravleniya

Система государственного управления – Школьная История

Основные принципы организации системы государственного управления

Определение 1

Система государственного управления – это организация государственного управления путем применения различных методов и способов, обеспечивающая выполнение государством своих функций.

Государственное управление, являясь целенаправленным и постоянной системой, связанной с воздействием субъектом управления на деятельность объекта управления, включает в себя несколько разноплановых сфер и областей своего функционирования:

  • Управление государственно-политическое. Данное направление предусматривает деятельность органов управления на трех уровнях: федеральном, уровне субъектов России и уровне местного самоуправления. При этом в качестве субъектов следует рассматривать Президента России, Федеральное Собрание РФ, высших должностных лиц субъектов РФ (президентов республик, губернаторов областей), а также представительные органы власти субъектов страны.
  • Управление государственно-административное. Этот вид деятельности связан с управлением государственными делами путем реализации исполнительной власти, а также ее органов и должностных лиц. Приоритетными при этом являются области экономики, социальные услуги, инфраструктура (аэропорты, дороги, транспорт и т.п.), образовательная сфера, здравоохранение, полиция, армия, а также финансовая сторона вопроса по обеспечению указанных областей общественной жизни.
  • Государственный менеджмент. Данное направление является новым и выражается в рыночном и контрактном подходе, в отношении к гражданам страны как к клиентам, которым государство предоставляет различные общественные услуги за соответствующую оплату в зависимости от материального состояния граждан.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Категории системы государственного управления

Система государственного управления строится на определенных организационных и правовых категориях, которые имеют проявление в ходе управленческих отношений:

  • управленческая деятельность государства, которая связана с осуществлением органами исполнительной власти различных управленческих функций;
  • субъект государственного управления – это, прежде всего, государство, выступающее в качестве совокупности публичных органов власти;
  • объект управления государством характеризуется общественными отношениями различных общностей (национальных, социальных и т.п.), общественными объединениями, юридическими лицами, организациями, поведением граждан, которое приобретает значение для общества;
  • отрасль государственного управления, которая состоит в системе звеньев государственно-управленческих органов, имеющих общий объект управления (промышленность, сельское хозяйство, транспортное сообщение, строительство, железные дороги, лесное хозяйство, финансы, здравоохранение, образование, оборона, связь и т.д.);
  • область государственного управления, представляющая собой различные отрасли управления, расформированные по группам в зависимости от признака их назначения (народное хозяйство, административная область, социальная и культурная сфера и т.д.);
  • сфера государственного управления, состоящая в комплексе отношений по организации различных межотраслевых функций, имеющих специальное значение (сертификация, планирование, стандартизация);
  • органы государственного управления представляют собой второстепенный субъект управления, который связан с непосредственным осуществлением функций государственного управления в порядке, предусмотренном действующими законами в данной области.

Замечание 1

Система государственного управления, так же как и система любого правового явления, представляет собой глубокое и многоплановое понятие, которое отличается своей разноаспектностью. Полностью освоить систему государственного управления возможно лишь в случае понимания всех основных категорий государственного управления.

Источник:

Система государственного управления

Система государственного управления

1. Понятие ГУ. Субъект  и объект ГУ.

2. Принципы ГУ: понятие, основания систематизации.

3.Характерные черты государства как субъекта управления общественными процессами. Типы государств.

4. Общество как объект ГУ.

5. Специфика ГУ  в условиях гражданского общества.

6. Социальный механизм формирования и реализации ГУ.

7. Объективные основы и субъективные факторы ГУ.

8. Системные характеристики ГУ.

9. ГУ и власть.

10.Аппарат ГУ: понятие, структура, функции.

11. Прямые и обратные связи в СГУ.

12. Цели государственного управления, их ресурсное обеспечение. Построение «древа» целей.

13. Методы государственного управления.

14. Профессиональная культура госслужащих.

15. Система профессионального развития госслужащих.

16. ГУ и МСУ: проблемы взаимодействия.

17. Социальные технологии ГУ: понятия и классификации, области применения.

18. Организационная структура ГУ. Целостность управления и разделение осуществления властей.

19. Структура органов гос.власти в РФ.

20. Система органов гос.управления в Белгородской области.

21. Особенности федеративного устройства России

22. Коррупция в системе государственного управления и пути ее преодоления.

23. Информационное обеспечение государственного управления: сущность и источники управленческой информации

24. Роль коммуникаций в системе управления.

25. Управленческая деятельность как процесс: формы, процедуры.

26. Бюрократия в системе ГУ.

27. Концепция административной реформы в РФ.

28. Реализация административной реформы в Белгородской области.

29. Государственная услуга

30. Эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления.

1. .Понятие ГУ. Субъект  и объект ГУ.

Управление является необходимым элементом нашей повседневной жизни. Управление – это целенаправленное воздействие на сложную систему. Государственное управление носит публичный характер.

В узком смысле государственное управление представляет собой деятельность государства в лице специальных государственных органов — органов исполнительной власти.

Сущность государственного управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Необходимость государственного управления вытекает из необходимости обеспечения реализации политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных, информационных ресурсов, гарантирование прав и свобод человека.

Общественная обусловленность государственного управления объясняется тем, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемого общественного отношения, а с другой — от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.

Целевая направленность государственного управления означает необходимость достижения максимальных результатов при минимальном использовании материальных, трудовых, финансовых и других средств.

Особенности ГУ:

— оно имеет второстепенный, подзаконный характер, поскольку государственное управление — это деятельность, направленная, в первую очередь, на выполнение и обеспечение выполнения законов;

— организующий характер проявляется в том, что государственное управление осуществляется путем объединения, согласования, координации, регулирования, контроля, а также с помощью властно-регулятивных и принудительных мер государства;

— систематическая, непрерывная деятельность, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие;

— оно носит универсальный характер во времени и пространстве, то есть осуществляется постоянно в кругу, в котором функционируют человеческие коллективы;

— наличие большого государственного аппарата;

— подконтрольный характер деятельности.   

В широком понимании управление означает различные способы воздействия субъекта на объект. Управление направлено на достижение определенного результата.

Субъект управления есть структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние. Субъектами государственного и муниципального управления являются соответствующие органы, должностные лица.

Объект управления представляет собой структурированную социальную общность, функционирующую под направляющим воздействием управляющего субъекта для достижения общих целей системы управления.

Иными словами, объектом государственного и муниципального управления являются общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц и отдельных граждан, приобретающее общественное значение.

Классификация объектов управления может быть по различным основаниям и признакам:

—          по сфере деятельности (экономические, политические, социальные, духовные);

—          по форме собственности объектов (например: местные, республиканские, федеральные и др.);

Взаимовлияние субъекта и объекта в процессе управления всегда неизбежно приводит к изменениям как объекта, так и субъекта.

Источник: https://dmitrschool04.ru/drugoe/sistema-gosudarstvennogo-upravleniya.html

Юрист расскажет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: