Организация местного управления при петре 1

Содержание
  1. Организация местного управления при петре 1
  2. Организация центрального и местного управления при петре 1
  3. Организация местного управления при петре 1 презентация
  4. Организация местного управления при петре 1 кратко
  5. Система местного управления при петре 1
  6. Система местного управления при петре 1 схема
  7. Городская реформа Петра I (реформа городского управления)
  8. Суть и основные положения городской реформы Петра I
  9. Создание губерний и административных округов
  10. Создание бурмистерской палаты
  11. Регламент 1721 года. Создание магистратов
  12. Итоги городской реформы Петра I
  13. Схема: городская реформа Петра I (1699-1720 гг.)
  14. Схема: система органов управления при Петра I
  15. -лекция: городская реформа Петра I
  16. Реформы органов местного управления Петра I Великого
  17. Таблица «Реформы органов местного управления Петра I Великого»
  18. Причины и предпосылки реформ местного управления
  19. Губернская реформа
  20. Городская реформа
  21. Итоги и результаты реформ местного управления
  22. Органы местного управления при петре 1
  23. Органы местного управления при петре 1 схема
  24. Организация местного самоуправления при петре 1
  25. Организация местного самоуправления при петре 1 схема
  26. Реформа местного управления Петра I
  27. Бурмистерская палата
  28. Деление на губернии
  29. Итоги реформ местного управления
  30. Реформы Петра I в политико-правовой сфере
  31. Государственное управление
  32. Административно-территориальное устройство
  33. Городское самоуправление

Организация местного управления при петре 1

Организация местного управления при петре 1

Организация местного управления при петре 1

Еще при жизни Петра I зародился антагонизм между бюрократическими государственными структурами управления, с одной стороны, и земским элементом в уездном и городском управлении — с другой.

После смерти Петра I (1725 г.) начался откатный, или контрреформистский, период. Реформы Петра I стали быстро «растворяться» в последовавшей политической стагнации.

При преемниках Петра I, во второй четверти XVIII в., в политике русского абсолютизма усилилась централизация. В отношении самоуправления, особенно городского, возобладали феодально-крепостнические и бюрократические тенденции. Указом 24 февраля 1727 г.

городовые магистраты вновь были переданы в подчинение губернаторам и воеводам. На этом же основании в 1728 г. был ликвидирован и Главный магистрат. Правда, в 1743 г.

в Петербурге был восстановлен Главный магистрат, а в других городах — магистраты, переименованные из ратуш.

Адашева; земской, осуществленной в 1555–1556 гг.

В результате этих реформ произошла поэтапная замена наместнического управления, построенного на системе кормлений, выборными губными учреждениями – губными избами (как сословно-представительными органами дворянства) и земскими органами самоуправления – земскими избами, выбираемыми из зажиточных горожан и черносошных крестьян. Тем самым царь не только значительно ослаблял власть местной феодальной знати и усиливал позиции дворянства в местном управлении, но и впервые в истории России ввел выборное самоуправление.

Создаваемые органы местного самоуправления формировались по сословному принципу и не наделялись правом решать что-либо самостоятельно даже в пределах своих полномочий. Выборные из дворян губные старосты и их помощники – целовальники («целовать крест», т.е.

Организация центрального и местного управления при петре 1

Наблюдению сотского старосты поручалось около сотни крестьянских дворов.

Из жителей деревень, входивших в состав сотни, избиралось девять десятских, подчинявшихся сотскому.

В своем дистрикте земский комиссар тесно соприкасался с судебными учреждениями. Однако губернская реформа Петра I впервые в России однозначно отделила власть но управлению от власти суда, предписывая земскому комиссару «до юстиции дела не иметь».

Во всех случаях, когда высшее правительство требовало от воеводы исполнения распоряжений, последний переадресовывал их земским комиссарам.

Самая важная функция комиссара заключалась в заботе «…о своевременном поступлении и сборе всякого рода казенных повинностей – денежных и натуральных…» Земский комиссар по той же причине, как и его начальник – воевода, не имел достаточных средств для реализации возложенных на него обязанностей.

Объектом нового городского управления были только торгово-промышленное тяглое население городов, а также тяглые «уездные люди», являвшиеся не горожанами, а государственными крестьянами.

Поэтому в выборах должностных лиц участвовали только ремесленные и торговые люди (а не все городское население), а также уездные крестьяне.

Земские избы могли называться городскими органами только по местуих нахождения.

Новая попытка организовать городское управление была предпринята в 1718—1724 гг., причем образцом в этот раз послужило управление остзейское.

Были утверждены городскиемагистраты «на основании римского и ревельского регламентов». Но сходство было лишь формальным, поскольку основные принципы городского управления оставались прежними.

Магистраты управляли лишь торгово-промышленным классом, а их компетенция ограничивалась в основном финансовой сферой.

В 1720 г.

Организация местного управления при петре 1 презентация

Такая задача ввиду ее сложности и разнообразия оказалась не по плечу полицейско-приказной структуре управления. Попытки Петра регламентировать и упорядочить русскую жизнь, подчинив окраины крепкой центральной власти, потерпели крушение.

Организация местного управления при петре 1 кратко

Основными ее недостатками были громоздкость, бюрократизация, медлительность делопроизводства.

Петром I были проведены также реформы, направленные на изменение состояния «городского дела», на создание управления для другого формирующегося сословия —горожан. При оформлении горожан в сословие им дали первоначально название «граждане» а впоследствии — «мещан» (по образцу Польши)[4].

Русский город московских времен (а во времена Петра I городское население составляло 3%) — это прежде всего крепость и средоточие управления. Поэтому русский город в качестве общественной единицы (в отличие от западноевропейского) был порождением самого государства («государев город»), и это обстоятельство отразилось на всей истории городского управления в России.

Управление в других городах осуществлялось земскими избами с выборными бурмистрами. В 1720 г., в ходе начатой Петром I второй городской реформы, в Петербурге был создан (на правах коллегии) по типу западноевропейских Главный магистрат, которому были подчинены избираемые во всех крупных городах городские магистраты.

По регламенту Главного магистрата, составленному в 1721 г. все города страны разделялись по числу жителей на пять классов, а население городов стало делиться на регулярных граждан и «подлых» людей (низкого происхождения).

Регулярные граждане, в свою очередь делились на две гильдии: первая гильдия: банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера.
Вторая гильдия: ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы.

Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами.

Система местного управления при петре 1

Губернатор был начальником всех военных, прибывших в губернии, собирал налоги, составлял общую ведомость всех доходов и расходов по губернии, наблюдал за хозяйственной городской деятельностью своей губернии.

гр У У

Таким образом, прежний областной правитель — воевода, имеющий огромную власть, но недостаточно подчиненный контролю центрального правительства, превращался в губернатора — хозяина и опекуна вверенной ему губернии, строго подчиненного и ответственного перед правительством. Губернией он управлял или непосредственно, или же посредством присутственных мест с определившимся порядком делопроизводства, строго обозначенным кругом служебных прав и обязанностей должностных лиц, из которых слагалось каждое присутственное место.

Система местного управления при петре 1 схема

Она сделала гораздо больше, чем Петр I, преобразований как в российском законодательстве, так и в последующей практической деятельности городских и земских учреждений.

Обратить внимание на эту сторону русской общественной жизни Екатерину II заставили злоупотребления администрации и недовольство населения. В 1766 г.

Екатерина издала манифест об избрании в комиссию депутатов от всех местностей и должностей для обсуждения местных нужд.

Дворяне высылали от каждого уезда по депутату, городские обыватели – по одному от города, прочие сословия и звания – по одному от своей провинции.

Избрание депутатов и вручение им наказов проходило иод руководством выборного предводителя для дворянских обществ и выборного головы для городских.

Одной из задач местных властей было выполнение поручений царя, прежде всего – сбор налогов. Решение местных проблем считалось второстепенным делом. Однако несомненным прогрессивным элементом реформы было внедрение выборного начала во всех сферах местного управления.

В динамике местного управления во второй половине XVII в.

характерна тенденция к централизации и бюрократизации системы государственного управления в России.

На практике это выражалось в ослаблении выборного начала в местном управлении и усилении власти воевод (оно наметилось еще в начале XVII в.

), на время заменивших всех должностных лиц земских выборных органов – городовых приказчиков и губных старост. Управление огромной страной с ее более чем 250 уездами представляло большие трудности.

Внимание

Вновь созданные учреждения требовали огромных средств. И уже в 30-е г. от многого пришлось отказаться. Вернулись к прежней системе уездного деления. К 1727 г. Россия подразделялась на 14 губерний, 47 провинций и 250 уездов.

Единственным органом управления и юстиции в губернии остался губернатор, в провинциях и уездах — воевода.

Источник: https://advokat-martov.ru/organizatsiya-mestnogo-upravleniya-pri-petre-1

Городская реформа Петра I (реформа городского управления)

Организация местного управления при петре 1
Петр I

В начале своего периода правления Пётр Первый пытался использовать систему местного управления, которая была сложена до него. При этом, он планировал вводить в неё собственные дополнения и элементы.

Суть и основные положения городской реформы Петра I

Десятого марта 1702 года царь подписывает один из главных указов будущей городской реформы, согласно которому отныне участие в управлении уездами могли осуществлять не только воеводы, но и выборные представители дворянства.

Развивая интересы этого высшего сословия, которое выступало в качестве основы петровского абсолютистского государства во всех уездах создавались так называемые дворянские советы из нескольких представителей этого класса, которые там проживали. Спустя три года данный порядок приобрёл статус обязательного.

По мнению Петра, такое внедрение в управление могло повысить эффективность работы.

Создание губерний и административных округов

Ещё спустя три года правитель подписывает указ, согласно которому Россия была разделена на восемь административных округов, которые были названы губерниями. В их список входили:

  • Сибирская;
  • Азовская;
  • Казанская;
  • Архангельская;
  • Смоленская;
  • Киевская;
  • А также Ингерманландская и Московская губерния.

Губернии, в свою очередь, разделялись на провинции во главе с воеводами, а те – на уезды или дистрикты.

Данное преобразование фактически изменило всю систему местного самоуправления. В качестве главной цели реформы выступало актуальное на тот момент обеспечение армии всеми необходимыми вещами. При этом, с распределёнными по губерниям армейскими полками устанавливалась прямая связь губерний через так называемый институт кригскомиссаров.

Данная реформа не только привела к сосредоточению всех административных и финансовых полномочий в руках местных губернаторов, но и сформировала огромную сеть бюрократических учреждений в которую входило большое количество чиновников.

Стоит отметить, что ещё в 1699 году для предоставления широкого спектра прав купечеству правитель планировал провести первую городскую реформу, которая впервые вводила в русском государстве элемент городского самоуправления.

При всём несовершенстве данная реформа имела принципиальное значение. Особенно, учитывая его заинтересованность в подъёме, по образу западных меркантилистов, городского торгово-промышленного класса.

Таким образом, фактически была предпринята попытка наделить русские города собственными правами и статусом, вместе с собственной организацией, что, безусловно, приближало бы русские города к городам развитой западной Европы.

Создание бурмистерской палаты

Для достижения этой цели многие русские города выводились из-под власти воевод и их управление передавалось бурмистрам, которые избирались посадским населением этих городов.

Царь Пётр открывает в Москве Бурмистерскую палату, которая совсем скоро стала называться Ратушей.

Этот орган должен был регулировать работу местных бурмистров, которые ведали сборами и доставкой в Москву государственных пошлин, сборов и налогов.

Управление во всех других городах осуществлялось находящимися там земскими избами с бурмистрами. В начале второй городской реформы в 1720 году Пётр Первый создаёт в Петербурге по западноевропейскому образцу Главный магистрат, который регулировал деятельность городских магистратов, избираемых в больших русских городах.

Регламент 1721 года. Создание магистратов

Согласно регламенту, выпущенному в 1721 году Главным магистратом, все крупные города России разделялись на пять отдельных классов. При этом, сами жители городов отныне делились на две самостоятельные гильдии: людей низшего происхождения или же «подлых людей» и регулярных граждан.

Также, регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. В первую входили:

  • серебряных дел мастера и иконописцы;
  • живописцы;
  • шкиперы купеческих судов;
  • аптекари;
  • доктора;
  • купцы;
  • банкиры.

Ко второй гильдии регулярных граждан относились:

  • мелкие торговцы;
  • сапожники;
  • портные;
  • столяры;
  • ремесленники.

Однако, такое деление горожан оказалось чисто формальным, ведь занимающиеся им военные ревизоры заботились, прежде всего, о повышении числа плательщиков подушной подати и довольно часто из-за этого включали в определённые гильдии людей, которые не имели к ним отношения.

Итоги городской реформы Петра I

В целом, городская петровская реформа, которую так долго планировал и воплощал в жизнь русский император Пётр Первый оказалась по факту незавершённой. При этом, многим из нововведений (к примеру, магистратам и губерниям) удалось надолго пережить их создателя и принести немалую пользу государству.

Ещё в период правления Петра усилилось противостояние между земскими и бюрократическими учреждениями, которые со временем полностью подчинил и подавил деятельность выборных органов местного самоуправления.

Схема: городская реформа Петра I (1699-1720 гг.)

Схема: городская реформа Петра I

Схема: система органов управления при Петра I

Система органов управления при Петре I

-лекция: городская реформа Петра I

Источник: https://fox-calculator.ru/petr-1/gorodskaya-reforma-petra-i-reforma-gorodskogo-upravleniya/

Реформы органов местного управления Петра I Великого

Организация местного управления при петре 1

> Реформы > Административные > Реформы местного управления

Реформы местного управления — комплекс организации новых и изменения старых органов управления городов и областей, предпринятых Петром I Великим. Ключевые нововведения — изменение принципа административно-территориального деления страны на области (губернии) и введение нового органа управления городами — магистратов.

Полный список реформ, относящихся к органам местного управления можно изучить в таблице ниже.

Реформа местного управления Петра I Великого

Таблица
«Реформы органов местного управления Петра I Великого»

Год/СобытиеПричины и целиСуть и содержание
1699Учреждение Бурмистерской палатыВоеводы не справлялись со сбором налогов на уровне городовСначала являлась сосредоточением финансовой и судебной власти на уровне города, постепенно теряла свое значение из-за введения новых административных органов
1708 29 декабря — 1711Губернская реформа(областная)I этапИзменение принципов административно-территориального деления страны, обеспечение нужд армии (налогов и рекрутов)  в ходе Северной войны.Указ «Об учреждении губерний и о росписании к ним городов» разделил государство на 8 губерний с губернаторами во главе. Каждой губернии на обеспечение были приписаны отдельные полки армии.
 1719—1720Губернская реформа(областная)II этапПереустройство административно-территориального деления от военных нужд к гражданской жизни, упорядочивание системы в соответствие с шведской системой. Разделение судебных и административных органов.26 ноября 1718 года Петр I утвердил решение Сената об новом устройстве губерний — с 1719 года начинается преобразование по новому принципу: губернии — провинции — дистрикты
1720-1724Создание Главного магистратаУкрепление вертикали власти и полицейского надзора на уровне городаИзданный в 1721 году регламент главного магистрата, вводил разделение городов на разряды (по численности дворов), а жителей на категории. Создаваемые в городах магистраты состояли из выборных бурмистров, назначение которых утверждалось главным магистратом и которому они были полностью подчинены.

Причины и предпосылки реформ местного управления

  • Необходимость повышения эффективности налогообложения, а также снабжения армии и флота в условиях Северной войны со Швецией
  • Устаревшая административная система тормозила экономическое развитие
  • Укрепление вертикали власти должно было предотвратить возможные бунты и пресечь массовые побеги солдат и крестьян
  • Петр I во время Великого Посольства 1697-1698 годов ознакомился с европейской системой административных органов и решил использовать её в качестве основы своих преобразований

Губернская реформа

Реформа местного управления началась задолго до создания коллегий — первый этап губернской реформы уже в 1708 году вводил разделение государства на губернии — — делалось это для того, чтобы налоговые сборы с этих областей содержали флот, а поступающие на службу рекруты могли быть быстро переброшены на войну.

Главы административных уровней в результате губернской реформы

Второй этап стал возможен после того, как тяжелые годы войны миновали, поэтому Петр I 7 декабря 1718 года утвердил решение Сената о создании провинций и разделении их на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, областная реформа разделила местное самоуправление на три звена: губерния, провинция, дистрикт.

Губернаторы назначались Петром I лично и получали всю полноту власти над управляемыми губерниями. Воеводы и администрация провинций назначались Сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям.

Четыре коллегии (Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная) располагали на местах собственными камеристами (контроль за налогами), комендантами и казначеями. Главой провинции обычно был воевода, земских комиссаров ведали в уезде финансовым и полицейским управлением.

Крупные города губерний обладали отдельной городской администрацией — магистратами.

Подробнее о губернской реформе

Губернские административные органы были встроены в общую систему

Городская реформа

Созданная в 1699 году Бурмистерская палата, по мере введения новых фискальных органов — теряла собственные полномочия. Окончательно её влияние на жизнь города исчезло с появлением губернаторов — именно они получили все рычаги управления городами-центрами губерний.

Тем не менее, на уровне самоуправления города были необходимы собственные полномочные органы, поэтому в 1720 Петр I создаёт Главный Магистрат, а в следующем году выпускает к нему соответствующий регламент. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей (посадских людей) — на категории.

Городская реформа Петра I

Первостепенными задачами главного магистрата назывались следующие:

  • создание магистратов в других городах;
  • снабжение их уставами;
  • соблюдение правосудия;
  • создание полиции;
  • увеличение числа фабрик и заводов.

Города разделялись на разряды:

  1. Большие города (2-3 тыс. дворов);
  2. Внутренние города (1-1,5 тыс. дворов);
  3. Города с числом дворов от 500 до 1000;
  4. Небольшие города, имевшие 250—500 дворов;
  5. Города с числом дворов меньше 250.

Граждане городов (посадские люди) были разделены на две принципиальных группы:

Не податные — т.е. не платящие налогов. Сюда относились иностранные гости, духовенство и дворяне.

Податные которые, в свою очередь, делились на регулярных (участвующих в самоуправлении и жизни города) и подлых (чернорабочие, наемные и прочие).

Регулярные горожане избирали бурмистров в магистраты и были разделены на две гильдии

1 гильдия — банкиры, богатые купцы, владельцы мастерских, знаменитые ученые, художники и музыканты.

2 гильдия — мелкие торговцы, ремесленники и прочие небогатые, но специализированные по труду граждане.

Общая схема органов управления

После окончания реформ центрального и церковного управления, а также городской реформы, получилась широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем. Ознакомиться со схематичным изображением органов власти и управления можно в таблице сбоку.

Подробнее о городской реформе

Итоги и результаты реформ местного управления

  • Изменен принцип административно-территориального деления государства.
  • Налажено снабжение армии и флота от приписанных к ним губерний.
  • Судебные органы не были до конца отделены от администрации.
  • Дворяне, занимающие абсолютное большинство административных должнотей, укрепили собственную власть.
  • Созданы новые выборные органы городского управления — магистраты.
  • Петр I выстроил абсолютистскую модель управления и усилил полицейский надзор.
  • Города разделены на разряды, а горожане — на категории и гильдии.
  • Увеличены налоговые поступления.

Источник: https://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5/%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

Органы местного управления при петре 1

Администра­ция провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора Юстиции, Вотчин­ная) располагали на местах собственным разветвленным ап­паратом из камериров, комендантов, казначеев.

Важную роль играли такие местные конторы, как камерских дел (раскладка и сбор податей) и рентерен-казначейства (прием и расходова­ние денежных сумм по указам воеводы и камериров).

В 1718—1720 гг. прошла реорганизация органов городско­го самоуправления. Созданы новые орга­ны — магистраты, подчиненные губернаторам.

Общее руко­водство осуществлял Главный магистрат. Система управле­ния стала более бюрократической и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.

В начале XVIII в. сложилось две контрольные системы — прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет.

Органы местного управления при петре 1 схема

При сыщиках, представлявших центральную власть, назначались помощники и военные командиры, а губернаторы были обязаны оказывать им всемерное содействие.

Реорганизация судебных органов. Царь мог лично отправлять правосудие. Все остальные судебные органы подчинялись Сенату, который являлся и высшей апелляционной инстанцией.

Судебными функциями по должностным преступлениям своих чиновников обладали коллегии и приказы; определенные категории дел были подсудны Коммерц-коллегии, Мануфактур-коллегии, Камер-коллегии.

Юстиц-коллегия была специальным органом судебного управления и апелляционной инстанцией для нижестоящих судов по уголовным и гражданским делам.

В 1713 г. в губерниях были учреждены ландрихтеры, которые осуществляли судебное разбирательство. В 1719 г. были созданы десять судебных округов, в которых создавались надворные суды (гофгерихты). В 1720 г.

Организация местного самоуправления при петре 1

Начальником его был полковой командир, ему подчинялся земский комиссар. В случае неповиновения населения, даже при сборе налогов, земский комиссар обращался за «содействием» на Полковой двор.

Экзекуции последнего на местах тяжело отражались на населении, так как прибивших солдат приходилось кормить, расквартировывать на постой.

Возникла новая система надзора и суда, но рассматривать её здесь мы не будем.

Архангельская губерния была разделена на 4 провинции. В Устюжскую провинцию входили все 9 Устьянских волостей.

В Двинскую провинцию входила Вага, в том числе и Вельский стан.

Система самого низшего административного деления – волости и станы оставались неизменными, как они сложились в XVII веке.

Созданные при Петре I местные органы власти оказались дорогостоящими и малоэффективными. Почти все они вскоре были ликвидированы: в 1726 г.

Организация местного самоуправления при петре 1 схема

На полицию возлагались, прежде всего, задачи предупреждения и пресечения преступлений и розыск преступников. При этом полицмейстерские конторы имели широкие полномочия: в них не только проводилось дознание по обнаруженным полицией преступлениям, но также следствие и суд в отношении лиц, подведомственных полиции, и исполнение вынесенных в отношении данных лиц приговоров.

Таким образом, в годы правления Петра I регулярная полиция была создана только в столицах. На остальной территории страны за обеспечение правопорядка и законности продолжала отвечать местная администрация. В 1720-1721 гг. в некоторых периферийных городах на средства магистратов были созданы свои органы полиции.

Одной из наиболее актуальных проблем в правоохранительной сфере была борьба с беглыми. От крепостного права спасались бегством частновладельческие крестьяне. К 1725 г. в розыске числилось около 200 тыс.

В Вельске всё же была ратуша, так как возглавлял ее не президент и не бурмистр, а ратман.

О бурмистерских (земских) избах за 1700-1704 годы пишет П. Воронов. Он считает, что в каждой из четвертей Важского уезда была своя земская изба.

«В 1700 г., когда император Пётр 1 на место Важского воеводы поставил на всей Ваге, по числу четей, 4 бургомистров, Вельский посад стая подлежать ведению Верховажского, а непосредственно управляться каждогодно избираемым посадским старостой».

Более четко П.

Воронов говорит о преобразованиях 1723 года:

«В 1723 г. с Вельского посада, когда в городе Ваге (Шенкурск) учрежден был магистрат, присутствовал в нём посадский Иван Лаврентьев, с званием ратмана. «И далее: «через 35 лет, т.е. в 1758 году, когда в Верховажье образовалась особая ратуша, Вельск опять поступил в Верховажское управление».

Сибирской губернии в 1709 году с центром в Тобольске

Итоги областной реформы Петра 1. Бюрократизация как следствие реформы местного управления.

Структуры органов самоуправления

Документы:

Инструкция или Наказ Воеводам Петра 1 Первого 1719 года

Манифест О действиях изменника Гетмана Мазепы ко вреду России от 3 февраля 1709 года

Указ Петра 1 о хранении гражданских прав 1722 года

Указ Петра 1 о сборе подушной подати 1724 года — Плакат о зборе подушном и протчем

ОЧЕРКИ ИСТОРИИ СССР

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ 18 века.

Источник: https://advokat-prianikov.ru/organizatsiya-mestnogo-upravleniya-pri-petre-1

Реформа местного управления Петра I

Организация местного управления при петре 1

Определение 1

Реформы местного управления – это организация новых и изменение старых органов управления городов и областей, которые были предприняты во время правления Петра I.

Реформу местного управления также называют Областной реформой. В самом начале XVIII века местное управление осуществлялось на основе устаревшей модели: управление воевод и система областных приказов.

В процессе петровского реформирования в эту систему начали вносить изменения. В 1702 году был введен институт воеводских товарищей, выбранных местным дворянством.

В 1705 году такой порядок стал обязательным для всех, что еще больше должно было увеличить контроль за старой административной системой.

Главным изменением в местном управлении была смена принципа административно-территориального деления страны на области (губернии).

Причины реформ местного управления:

  1. Устаревшая система местного управления мешала стране развиваться.
  2. Крепкая вертикаль власти должна предотвратить бунты и прекратить бегства солдат и крестьян.
  3. Во время Великого Посольства Петр познакомился с европейской системой местного управления, после чего решил внедрить её в России.
  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Бурмистерская палата

Преобразование органов местного управления началось в городах. В Москве была организована Бурмистерская палата, ей отныне должны были подчиняться все выборные органы местного управления.

В состав бурмистерских местных органов входили: бурмистры (выборные от купцов, слобод и сотни), во главе органов местного управления стояли президенты. В 1702 г.

отменяется институт губных старост, и их функции были переданы воеводам, управляющим делами совместно с выборными дворянскими советами.

Определение 2

Бурмистерская палата – центральное финансовое учреждение и выборный орган городского населения в России.

Деление на губернии

Реформа местного управления началась еще до появления коллегий – самого первого этапа губернской реформы. Областная реформа проводилась в период с 1708 по 1711 г., её целью было укрепить вертикальную власть на местах и лучше обеспечить армию снаряжением и рекрутами.

В самом начале реформирования страну разделили на 8 губерний, сделали это для того, чтобы сборы налогов с отдельных областей смогли содержать флот и армию, а приходящие на службу рекруты могли быть быстро задействованы на войне. Во главе губерний стояли губернаторы, которые командовали местными войсками.

Губернаторов Петр назначал сам лично, в результате они получали всю власть над управляемыми губерниями. Воеводы и администрация провинций были назначены Сенатом и находились в подчинении у коллегий.

Все четыре коллегии – Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная были расположены на местах собственными камеристами (они осуществляли контроль за налогами), комендантами и казначеями. Во главе провинции, как правило, стоял воевода.

Замечание 1

Первая областная реформа не смогла решить все поставленные задачи, зато увеличилось число госслужащих и затрат на их содержание.

Историки и исследователи петровских преобразований отмечают, что в результате областной реформы местный административный корпус демонстрировал пренебрежение к новой системе и больше склонялся к старым методам управления, с большими проблемами усваивались как новые принципы организации делопроизводства, так и новая административная лексика. Большая часть местных чиновников, едва ли могла быть отнесена к тем, кто действительно понимал, принимал и осознанно реализовывал петровскую реформу, их деятельность строилась на традициях приказно-воеводской практики управления. Приказы Петра чиновники восприняли механически, в духе неизбежности и покорности воле государя, которая не нуждалась в мотивации и должна была исполняться. Однако были те, в основном имевшие иностранное происхождение или военно-техническое образование, кто понимал потребность в таких переменах, но они были в меньшинстве.

Итоги реформ местного управления

Основные итоги реформ:

  1. Была полностью заменена административно-территориальная система деления страны.
  2. Налажена система снабжения армии от приписанных к ней губерний.
  3. Созданы магистраты – новые органы городского управления.
  4. Налоги были увеличены.

В ходе реформы 1715 года в стране сформировалась трехуровневая система местного управления и администрации, начиная с самого низкого – уезд – провинция – губерния. Главным органом, который отвечал за финансы, за судебную систему была канцелярия, после были учреждены пандраты – советники (состояли из дворянства).

В 1719-1720 годах Петра 1 провел вторую областную реформу, в результате губернии были разделены на отдельные провинции в количестве 45, во главе которых стояли воеводы, а провинции в свою очередь на территории во главе с земскими комиссарами.

Провинции в свою очередь делились на дистрикты. Важную функцию выполняли конторы, такие как контора камерских дел – отвечала за раскладку и сбор подписей и рентерен-казначейство – отвечало за приём и расход денежных средств по указу воеводы.

Происходит централизация власти, местное управления – практически не имеет влияния.

В начале XVIII века в России сложились две контрольные системы – прокуратура, во главе стоял генерал-прокурор Сената и фискалитет, по такому же принципу должности устанавливали в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занимал обер-фискал Сената.

Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. В обязанности фискалов входило делать доносы о государственных, должностных и других тяжких преступлениях и правонарушениях в учреждениях.

В их обязанности также входило выступать в суде в качестве обвинения.

Областная реформа Петра I сделала государственную жизнь России бюрократической на западноевропейский лад, те не менее реформа сыграла важную роль для победы в Северной войне, наметила деление судебной и административной власти, военной и гражданской службы. Значительно был увеличен штат государственных служащих, а значит были увеличены затраты на их содержание, хотя они были значительно меньше, чем в Швеции.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/reformy_petra_i/reforma_mestnogo_upravleniya_petra_i/

Реформы Петра I в политико-правовой сфере

Организация местного управления при петре 1

Данная статья является продолжением цикла статей о внутренней политике Петра I. Предыдущую статью о реформах Петра Великого в социальной сфере можно найти и прочитатьздесь.

Реформы в политико-правовой сфере также носили весьма двоякий характер: с одной стороны Петр I копировал западные политические институты, с другой – делал так, что самодержавие в стране только усиливалось.

Государственное управление

В 1704 году была упразднена Боярская Дума, которая стала окончательно неэффективна уже в конце XVII века.

В 1711 году был учрежден Сенат, заменявший Боярскую Думу. В руках Сената была сосредоточена законосовещательная и судебная власть, орган возглавлял генерал-губернатор. Первым эту почетную должность занял Павел Иванович Ягужинский.

Одновременно с Сенатом была создана должность фискалов, а в 1722 году появилась прокуратура.

В задачу фискалов входил негласный надзор за деятельностью правительственных учреждений в столице и других городах, они обязаны были сообщать о любых нарушениях и злоупотреблениях, при этом получали половину штрафа, который взимался с провинившегося чиновника, или половину конфискованного имущества. При этом фискалы не несли ответственности за ложные доносы.

Сенат находился под контролем Императора. Связь правителя с частями системы управления осуществлялась с помощью Кабинета, который с 1704 года стал личной канцелярией царя.

Исполнительная власть к концу XVII века была представлена 44 приказами, многие из которых дублировали функции друг друга. Замена приказов коллегиями происходила в 1717 – 1721 гг. Всего было учреждено 11 коллегий.

Внешней политикой и вооруженными силами заведовали Военная коллегия, Коллегия Адмиралтейств и коллегия Иностранных дел – эти три коллегии назывались «первейшими», таким образом подчеркивалось их значение в системе управления.

Финансами заведовали три коллегии, у каждой из которых был строго ограниченный круг обязанностей: сбором налогов руководила Камер-коллегия, Штатс-контор коллегия распоряжалась расходами, Ревизионная коллегия контролировала доходы и расходы.

Экономикой России также управляли три коллегии. Легкой промышленностью заведовала Мануфактур-коллегия, горным делом Берг-коллегия, внешней торговлей – Коммерц-коллегия.

Была учреждена Вотчинная коллегия, которая занималась земельными тяжбами и вопросами о наследстве. Всеми судебными учреждениями управляла Юстиц-коллегия.

Главный Магистрат и Синод обладали тем же статусом, что и коллегии.

Задачей Главного Магистрата, организованного в 1720 году, являлся контроль за городскими магистратами – местными выборными органами управления.

Местами в городских магистратах быстро завладело богатое купечество, которое притесняло мелких ремесленников, однако городская реформа дала купцам большую свободу, что положительно сказалось на развитии торговли.

Синод был учрежден в 1721 году, во главе его стоял обер-прокурор. Еще в 1700 году, со смертью Патриарха Адриана, новый патриарх не был назначен.

Вместо него был создан специальный орган, в обязанности которого входил надзор за церковной организацией, а вместо патриарха был назначен лишь местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский.

После долгой подготовки, 25 января 1721 года был окончательно сформирован Синод, который стал высшим органом церковно-государственного управления РПЦ. Таким образом, церковная власть была подчинена светской.

Среди центральных учреждений особняком стоял Преображенский приказ, возникший в XVII веке. Он, по сути, был карательным учреждением и заведовал политическим сыском, судил участников восстаний и заговоров, слишком рьяных противников реформ и т.д.

В целом коллежская система отличалась от приказной более четким распределением обязанностей между центральными ведомствами. Коллегии функционировали эффективнее и за счет малого состава: президент, вице-президент, четыре советника и четыре ассистента составляли каждую коллегию. Все решения внутри коллегии принимались большинством ее членов.

Параллельно с учреждением коллегий в 1720 году был принят «Генеральный регламент», который устанавливал структуру, функции и порядок деятельности государственных служащих.

В 1722 году была принята «Табель о рангах», вводившая новый порядок службы. До принятия этого документа основным критерием для продвижения при дворе была знатность рода, и даже после закона об отмене местничества (1682 г.

) происхождение человека играло огромное значение при построении его карьеры.

Только с появлением «Табели о рангах» пережитки местничества окончательно остались в прошлом: теперь мелкому и среднему дворянству был открыт доступ на высшие государственные должности.

Прежнее деление дворянства на чины было ликвидировано. Теперь служебная лестница состояла из 14 рангов: первый был самым высоким (фельдмаршал в армии, генерал-адмирал на флоте, канцлер – на гражданской службе), последний, четырнадцатый – самым низким (прапорщик и коллежский регистратор).

Теперь неродовитые дворяне получили возможность выдвинуться благодаря своим способностям. Среди тех, кому удалось сделать карьеру, такие деятели, как генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, дипломаты П. А. Толстой, И. И. Неплюев и другие.

Выходцы из других сословий теперь получили возможность заслужить дворянский чин: с получением 8-го ранга на гражданской службе или чина обер-офицера (12-й ранг) на военной, человек получал потомственное дворянство, он и его потомки приобретали все привилегии этого сословия.

В октябре 1721 года по прошению Сената Петр I принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Соответственно, Россия стала Империей. Это случилось после завершения Северной войны со Швецией, в результате которой Россия получила выход к Балтийскому морю. Международный авторитет России после этой победы и с принятием Петром I нового титула значительно вырос.

В 1718 году царевич Алексей, который являлся единственным наследником трона, был обвинен в измене и казнен. После этого, в 1722 году был принят указ о престолонаследии, который предусматривал назначение наследника престола по воле монарха. Принятие данного указа впоследствии станет одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов.

Административно-территориальное устройство

С 1708 по 1710 гг. была проведена губернская реформа. Ранее административная система России была представлена уездами, которые непосредственно подчинялись приказам. Теперь между приказами и уездами были введены две новые территориальные единицы – губернии и провинции.

Территория страны была поделена на 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская), которые возглавлялись губернаторами. Губернии делились на провинции (во главе с комиссарами/воеводами), провинции – на уезды (во главе с земскими комиссарами), состоящие примерно из 2000 дворов.

Областная реформа повлекла за собой изменения в аппарате управления: ратуша утратила свое значение и больше не была центральным казначейством страны, были упразднены областные приказы.

К 1719 году основной единицей административного управления стала провинция (их насчитывалось около 50)

В результате административных преобразований в России завершилось становление абсолютной монархии. Новая система управления позволяла Петру I контролировать страну с помощью аппарата чиновников, полностью подчиненных ему.

Создание иерархии учреждений, а также регламентов, уставов и наставлений повлекло за собой формирование российской бюрократии. Эта бюрократия сосредоточила в своих руках значительную власть.

Петр I пытался бороться с всевластием чиновников с помощью фискалов и прокуратуры, однако иных форм контроля монархическая власть не предусматривала, поэтому контроль над бюрократией давал ничтожные результаты и при Петре, и при его последователях.

Городское самоуправление

В 1702 году был подписан указ, согласно которому управление городами могли осуществлять не только воеводы, но и выборные дворяне. В поддержку интересов дворянского сословия были созданы дворянские советы, в которых заседали представители дворянства. С 1705 дворянские советы приобрели статус обязательных.

С 1699 года началась реформа городского управления. Появились бурмистерские палаты (советы избранных от города должностных лиц). Со временем бурмистерская палата стала называться Ратушей. Она контролировала сбором и доставкой в Москву государственных налогов, сборов и пошлин.

В остальных городах органами власти стали земские избы и бурмистры.

В 1720 году в Петербурге был создан Главный Магистрат по западноевропейскому образцу. Этот орган регулировал деятельность городских магистратов.

В 1721 году Главным магистратом был подписан регламент, согласно которому все крупные города России разделялись на 5 классов, а население всех городов делилось на податное и неподатное.

В 1724 г. ратуши переименованы в магистраты. В составе магистратов были бургомистр (мэр, избирался населением) и ратманы (избранные из высших сословий под надзором воевод).

В целом городская реформа не была завершенной, однако Петровские нововведения надолго стали основой системы городского управления в России.

Основным недостатком реформы является противостояние между земскими и бюрократическими учреждениями, которые быстро подавили и взяли под контроль деятельность органов местного самоуправления.

В следующей статье рассмотрим военные реформы Петра Великого.

1. Полный курс истории. Теория и практика.

2. Экономические реформы Петра I.

3. Реформы Петра I в социальной сфере.

4. Как Петруша становился Петром I.

5. Десять малоизвестных фактов о Петре I.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/edstar/reformy-petra-i-v-politikopravovoi-sfere-5ec7e749a6f8f93bb9eca209

Юрист расскажет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: