Общая характеристика преамбулы нормативного акта

Содержание
  1. Преамбула закона – что это такое: фабула, значение в википедии, вступительная и вводная часть
  2. Что такое преамбула?
  3. Преамбула в юриспруденции
  4. Преамбула договора
  5. Место преамбулы в договоре
  6. : о преамбуле Российской конституции
  7. Общая характеристика преамбулы нормативного акта
  8. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов
  9. Юридическая техника и правила оформления документов: требования к структуре правового акта и его элементам
  10. Нормативно-правовой акт (НПА) — определение, классификация и примеры
  11. Нпа — расшифровка понятия
  12. Признаки НПА
  13. Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации
  14. Виды нормативно-правовых актов
  15. Законы
  16. Подзаконные акты
  17. Нормативные договоры
  18. Нормативные правовые акты Российской Федерации
  19. Структурные элементы нормативных правовых актов
  20. Реквизиты и заголовок нормативно-правовых актов
  21. Наименование и введение нормативно-правовых актов
  22. Основные принципы
  23. Рубрикация нормативно-правовых актов
  24. Нормативно-правовой акт – понятие, структура и признаки
  25. Структура акта
  26. Иерархическая система
  27. Классификация норм
  28. Основные виды
  29. Законы России
  30. Международные документы
  31. Подзаконные положения
  32. Решения судебной власти
  33. Отличия ненормативных элементов права

Преамбула закона – что это такое: фабула, значение в википедии, вступительная и вводная часть

Общая характеристика преамбулы нормативного акта

В структуре юридического или правового документа обязательно присутствует вводная часть – преамбула. Она сжато формулирует условия, которые послужили поводом для создания акта, реквизиты сторон. Грамотно оформленный вводный блок позволит избежать серьезных проблем при разрешении судебных споров.

Что такое преамбула?

Преамбула – это вступительная часть правового или законодательного акта, которая содержит концентрацию целей и задач, условия, обстоятельства и мотивы, послужившие поводом для написания документа.

В переводе с латинского языка это понятие означает «идущий впереди, предшествующий». Формулировки толкования преамбулы уточняются в профессиональных словарях. Википедия также трактует это понятие в общепринятом смысле.

Нельзя путать преамбулу и фабулу. Фабула – это хронологическая последовательность событий, изложенных в художественном произведении.

Изучает фабулу и другие композиционные элементы произведения литературоведение. Сфера употребления вступительного блока в документе – бизнес, политика и юриспруденция.

Включается в законы, декларации, международные и гражданско-правовые соглашения.

Вводный блок законодательных актов поясняет причины (мотивы) конкретного закона, сжато излагает описываемые нормы, указывает на цели, которые будут достигнуты, когда акт вступит в силу. Перечисляются категории лиц, деятельность которых регулируется законом.

Например, во вступительной части Закона РФ «О защите прав потребителей» указывается следующее:

  • сфера применения закона (заключение и исполнение сделок купли-продажи);
  • толкование ключевых понятий, которые используются в законе (потребитель, продавец, исполнитель и др.).

Рекомендовано не дробить на параграфы вводную часть нормативного акта, начинать с выражения «в целях».

Формулы вступительной части акта в правовой сфере:

  1. Развернутые названия организаций, от лица которых заключается контракт. Например, «Министерство иностранных дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Республики Беларусь…».
  2. Предыстория заключения соглашения (информация о предыдущих сделках, об их отмене и дополнениях).
  3. Мотивы и цели заключения соглашения.
  4. Констатация факта достижения согласия между сторонами: «Решили заключить договор…».
  5. Фамилии, должности назначенных для заключения соглашения лиц.
  6. Зафиксированное согласие сторон.

Значение преамбулы в законодательном акте велико, потому что вводный блок истолковывает основания и цели принятия закона или соглашения.

Преамбула

Преамбула в юриспруденции

Нужно понимать, что такое преамбула в юриспруденции. В юридическом делопроизводстве это понятие встречается часто. С вводной части начинается большинство соглашений, которые заключаются юридическими лицами или частными. В юриспруденции во вступительном блоке указываются причины заключения сделки, перечисляются участники.

Важно знать, что вступление факультативно для юридического акта. Допустимо отсутствие вступительного блока в сделках по второстепенным вопросам и в дополнительных соглашениях. У сведений, содержащихся во вступительной части контракта, нет юридической силы, но в суде они учитываются для пояснения остальных положений.

Преамбула договора

В бизнесе договоры также начинаются с преамбулы – это «шапка» документа. Вводную часть деловых бумаг оформляют просто. Указывается информация, которая ценится в конкретном случае. Например, сведения о паспортных данных или юридический адрес.

При оформлении контрактов в бизнесе можно обойтись и без преамбулы. Но стороны, участвующие в подписании соглашения, понимают ощутимую пользу этой части. Например, по номеру, указанному во введении, проще найти деловую бумагу в архиве.

Внимание! Не отказывайтесь в договоре от преамбулы. Она позволяет уяснить суть соглашения без подробного знакомства с документом и упрощает сохранность при архивации.

Специальных требований к структуре вступительной части нет. Важно, чтобы введение не раскрывало коммерческой тайны и не противоречило юридическим нормам.

Преамбула договора имеет следующую структуру:

  • Название документа. Например, договор об аренде или о предоставлении услуг.
  • Порядковый номер. В дальнейшем облегчает поиск в архиве.
  • Дата заключения контракта. Определяет временные границы сделки.
  • Место, где подписано соглашение. Специфика муниципального законодательства регулирует отношения участников сделки.
  • Полное и точное наименование сторон, участвующих в заключении контракта. Для юридических лиц – наименование с указанием организационной формы, Для физических лиц и ИП – паспортные данные и расшифрованные инициалы, номер регистрации ИП.

Право заключения контракта без доверенности доступно только руководителям. Для остальных лиц, указанных в соглашении, необходима доверенность от руководства. Обязательно указание реквизитов доверенности (номер, дата, кем выдана), если одна из сторон заключает соглашение по доверенности.

Преамбула договора

Представление о том, как составляется вводный блок, дает анализ следующего образца:

Договор № 5543-21

на поставку торгового оборудования

г. Санкт-Петербург

30 июня 2017 г

Страховое открытое акционерное общество «Дельта», именуемое в дальнейшем «Арендодатель», в лице директора Сидорова Сергея Антоновича, действующего на основании Устава, с одной стороны и Общество с ограниченной ответственностью «Бета», именуемое в дальнейшем «Арендатор», в лице директора Смирнова Степана Степановича, действующего на основании Устава, с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем.

Этот образец преамбулы заключаемого договора универсален. Если цель контракта иная, например аренда, то просто строка «на поставку» заменяется «на аренду».

Место преамбулы в договоре

Деловое соглашение не имеет строго определенной структуры. Если вступление необходимо, его размещают первым.

Структурные части стандартного соглашения следующие:

  1. Преамбула.
  2. Информация о предмете соглашения.
  3. Права каждого участника и вменяемые обязанности.
  4. Порядок ведения расчета и установленная цена.
  5. Дополнения к контракту и примечания (например, информация об ответственности сторон).
  6. Подписи

Ошибки, допущенные при составлении вводной части контракта, приводят к серьезным последствиям.

Преамбула договора

Самые частотные ошибки следующие:

Ошибка вводного блокаПоследствия
 Индивидуальный предприниматель указан как физическое лицо Дополнительные финансовые расходы, повышение налоговой ставки
 Отсутствует информация о полномочиях сторон, заключающих контракт, или указаны недостоверные сведения Расторжение контракта, потому что у документа нет юридической силы; невозможно предъявить претензии контрагенту
 Не указано место заключения сделки Сделка купли-продажи совершается с учетом муниципального законодательства
 Исправления, опечатки Признание контракта недействительным

Самостоятельное составление вводного блока требует внимательности к мелочам:

  • Расшифровка аббревиатур и сокращений.
  • Прописная буква для наименования должностей.
  • Каждый участник ставит свою дату подписания договора.

Внимание! Доверьте оформление вступительной части соглашения профессиональному делопроизводителю или юристу, чтобы избежать двусмысленности в трактовке.

: о преамбуле Российской конституции

Знание специфики вступительного блока договора повышает уровень правовой и юридической культуры. Грамотное оформление вводной части юридического документа исключит недопонимание между партнерами при заключении сделки. Профессионально составленная вступительная часть – дополнительный козырь в судебном разбирательстве.

Источник: https://uristi.guru/zakon-i-pravo/vvodnaya-chast-zakona-dogovora-preambula-chto-eto-takoe.html

Общая характеристика преамбулы нормативного акта

Общая характеристика преамбулы нормативного акта

УДК 34 Василевич Сергей Григорьевич Vasilevich Sergey G. кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права юридического факультета Белорусский государственный университет (Республика Беларусь, 220030, Минск, пр.

Независимости, 4) сandidate of sciences (law), associate professor of the chair of constitutional law Belarusian state university (4 Nezavisimosti av.

, Minsk, 220030, Republic of Belarus) E-mail: Роль и значение преамбулы нормативного правового акта для обеспечения системности правового регулирования Role and meaning of the preambule of the normative legal act for provision of sistematic character of legal regulation В статье уделено внимание такому важнейшему структурному элементу нормативного правового акта, как преамбула, то есть вступительная часть акта.

Анализируется динамика законодательства, а также взгляды ученых о месте и роли преамбулы акта.

Обосновывается идея изменения подхода к преамбуле, в частности, обосновывается необходимость наполнения преамбулы положениями, которые отражают цель правового регулирования, краткий анализ состояния ранее урегулированных прежними актами общественных отношений, а также ожидаемые результаты от введения в действие акта. Это позволит повысить качество проектов нормативных актов, ответственность разработчиков за их подготовку.

Ключевые слова: преамбула, закон, нормативный акт, качество законодательства, правила подготовки актов. The paper paid attention to such an important structural element of the normative legal act as a preamble, ie, the introductory part of the act. The dynamics of the legislation, as well as scientists’ views on the place and role of the preamble of the act.

Substantiates the idea of changing the approach to the preamble, in particular the necessity of filling preamble provisions that reflect the purpose of legal regulation, a brief analysis of the previously regulated the same acts of public relations, as well as the expected results of the implementation of the act.

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов

Согласовано Согласовано Комитет Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации по государственномустроительству Комитет Совета ФедерацииФедерального Собрания РоссийскойФедерации по конституционномузаконодательству Настоящие Методические рекомендации составлены исходя из отечественного опыта законопроектной деятельности последних десятилетий с учетом практики работы в данной области зарубежных стран.

Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение субъектами права законодательной инициативы при проведении законопроектной работы, работы по внесению изменений в законодательные акты, по подготовке перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу.

Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать. Законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.

2. Преамбула (введение) — самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.

Преамбула: не содержит самостоятельные нормативные предписания; не делится на статьи; не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;

Юридическая техника и правила оформления документов: требования к структуре правового акта и его элементам

В первой части статьи речь шла о документоведческом и юридическом подходах к формулированию правил оформления правовых актов.

Были приведены определения понятия «юридическая техника», названы нормативные правовые акты различного уровня, в которых закреплены правила юридической техники.

Данная статья посвящена требованиям к структуре правового акта и его отдельным элементам, установленным в правилах юридической техники.

Однако объем статьи не позволяет рассмотреть все эти требования, поэтому остановимся только на некоторых из них, по возможности сравнивая их с соответствующими положениями разработок, действующих в области делопроизводства.

Особый интерес представляют также положения правил юридической техники, касающиеся отдельных аспектов оформления правовых актов, в которых материал изложен более подробно, чем в правилах, принятых в делопроизводстве.

Структура правового акта Установление общей структуры правовых актов, а также структуры его текстовой части, в которой излагаются нормативные предписания, имеет принципиальное значение для выработки правил оформления этих актов. Как уже отмечалось, правовые дисциплины традиционно выделяют в правовых актах две составляющие: содержательную часть и реквизиты.

Этот подход наиболее полно проявляется в законах субъектов Российской Федерации.

Например, в Законе Ханты-Мансийского автономного округа от 25.02.2003 № 14-ОЗ

«О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

(в ред.

Источник: https://spbux.ru/obschaja-harakteristika-preambuly-normativnogo-akta-23514/

Нормативно-правовой акт (НПА) — определение, классификация и примеры

Общая характеристика преамбулы нормативного акта

1001urist.ru > Гражданское право > Нормативно-правовой акт (НПА) — определение, классификация и примеры

Одним из базовых признаков государства является наличие системы регулирования поведения. В большинстве стран она основана на законах и органах охраны порядка. Нормативно-правовой акт – это конкретное правило поведения, которое отражает запрет или разрешение того или иного действия.

  • Нпа — расшифровка понятия
  • Признаки НПА
  • Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации
  • Виды нормативно-правовых актов
  • Законы
  • Подзаконные акты
  • Нормативные договоры
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации

Нпа — расшифровка понятия

Аббревиатура НПА расшифровывается как нормативно-правовой акт. Если рассматривать это понятие детально, то можно сделать вывод, что подразумевается правило поведения, связанное с правом и зафиксированное в письменной форме. Определение понятия зафиксировано в законодательных актах РФ.

Признаки НПА

Базовые характерные черты нормы права:

  1. Направлены на регуляцию поведения всех субъектов общества – людей, организаций и социальных групп.
  2. Не персонализированы – направлены на всех людей, проживающих на определенной территории.
  3. Должны исполнятся всеми, на кого направлены.
  4. Имеют непосредственную связь с государством – формируются и фиксируются им и в случае нарушения санкционируются (применяют на практике правила наказания).
  5. Определены формально – зафиксированы в письменном виде.

НПА вступает в силу либо после того, как Президент России поставил подпись, либо с даты, указанной в документе.

Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации

Так как нормативные документы являют собой правовые акты, установленные уполномоченными должностными лицами, то к ним предъявляется ряд требований.

К ключевым из них относятся:

  1. Применение в реальной жизни – НПА должны соответствовать существующей действительности, например, принятие закона о запрете общения с инопланетянами не будет соответствовать объективной реальности.
  2. Строгая структура – обязательно наличие следующих элементов: вводная часть (преамбула), субъекты, права и обязанности, льготы и санкции – это стандарт ГОСТ.
  3. Простота формулировок – несмотря на то, что составляются НПА высокообразованными людьми, направлены они на обычных граждан, а значит должны быть им понятны.

Основные виды и их реквизиты указаны в документации законодательного собрания РФ.

Виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты распределяются в соответствии с их юридической силой и являют собой иерархическую лестницу.

Рассмотрим основные разновидности НПА в зависимости от их положения и роли, выполняемой в стране. Они делятся на некоторые виды законов и многообразие подзаконных актов.

Законы

К НПА с высшей силой относятся законы. Они принимаются высшими органами законодательной власти страны. К иным важным аспектам, связанным с законами, относятся:

  • могут формироваться исключительно парламентом;
  • становятся действительными только после особой процедуры;
  • регулируют самые значимые вопросы общественной жизни.

Также отметим, что никакие иные правовые нормы не вправе иметь противоречия с законами.

Подзаконные акты

К подзаконным актам относят все НПА, которые принимаются не парламентом страны, но обладают реальной силой нормы права.

Важно, что положения подзаконных актов не должны опровергать законы. В случае обнаружения подобного несогласия, подзаконный акт признается недействительным.

К стандартному делению подзаконных актов относятся:

  • указы от главы страны;
  • постановления от исполнительной ветви власти;
  • распоряжения;
  • решения;
  • приказы;
  • инструкции;
  • уставы;
  • локальные нормативные акты.

Что касается источников права, то их классификация базируется на указанных выше НПА.

Нормативные договоры

Еще одной разновидностью выступает нормативный договор. Он представляет собой соглашение между двумя акторами, которое фиксирует, видоизменяет или упраздняет определенные правила. Договоры могут быть как внутри государства, так и международными.

Рассмотрим базовые признаки описываемых договоров:

  1. Направлены на регуляцию распространенных видов взаимоотношений.
  2. Действуют в отношении неопределенного формально круга лиц.
  3. Рассчитаны на многоразовое исполнение всеми гражданами, кто попадает под их действие.
  4. Могут выступать самостоятельным нормативно-правовым актом.

Одним из ярких примеров является федеративный договор, определяющий структуру страны.

Нормативные правовые акты Российской Федерации

Структурно российские нормативно-правовые акты представлены следующим образом:

  1. Конституция – главный НПА России.
  2. Конституционные федеральные законы – раскрывают пункты вышеуказанного закона.
  3. Федеральные законы о важных аспектах жизни общества, не отраженные в конституционных НПА. Они фигурируют в кодексах РФ.
  4. Указы Президента – правила или инструкции, связанные с непосредственной компетенцией уполномоченного представителя государства.
  5. Постановления Правительства РФ – связаны с порядком внедрения и функционирования на практике законов.
  6. Инструкции, а также положения, приказы и принятые уставы, выпускаемые министерствами – НПА, регулирующие деятельность граждан, связанные с их профессиональной занятостью.
  7. Указы и постановления руководств республик – связаны с территориальными особенностями региона.
  8. Решения, принимаемые органами местного самоуправления – правила, отражающие небольшие действия органов власти, которые затрагивают интересы ограниченного круга жителей.

Полная база и иерархия НПА представлена на портале «Российская газета». На сайте есть схема, которая упрощает поиск нужного закона или подзаконного акта.

Нормативно правовой акт – это строгое правило поведения, которое должно исполняться всеми гражданами. Устанавливает и санкционирует НПА – высшее руководство страны в лице законодательных органов власти.

Подробно о понятии и видах нормативно-правовых актов Вы можете узнать из следующего видео:

Источник: https://1001urist.ru/grazhdanskoe-pravo/normativno-pravovoj-akt.html

Структурные элементы нормативных правовых актов

Общая характеристика преамбулы нормативного акта

Структура нормативного-правового акта (нпа) отражает внутреннее строение его текста, представленного различными пунктами, разделами, положениями. Нет общего шаблона для существующих на сегодняшний день нпа, однако, в юриспруденции присутствует ряд определенных принципов и требований, предъявляемых к форме и виду таких документов.

Большие по текстовому материалу нормативные акты, дающие описание соответствующих видов права, включают в себя множество разделов и подразделов. Меньшие по содержанию текстового материала и не такие сложные нпа требуют соответственно и меньшей степени выделения в документах разделов и подразделов.

Условная схема элементов структуры нормативно-правовых актов приведена на рисунке 1. Далее ознакомимся с ними более подробно.

Рисунок 1. Структура нормативного правового акта

Реквизиты и заголовок нормативно-правовых актов

Внешние официальные реквизиты закона выступают разделом нормативных документов, характеризующих их законодательные признаки, а также установление и распознавание актов, их статус, принадлежность и становление со стороны юридического воззрения.

Законодательные структуры среди главных официальных реквизитов нпа выделяют следующие:

  • типовое название документа;
  • ФИО и занимаемый должностной пост сотрудника, имеющего право визировать и утверждать нормативный правовой документ, также указывается число и место проведения этой процедуры;
  • название страны или государственной единицы (РФ, область, край и прочие административно-территориальные единицы государства) с указанием герба;
  • число по последовательности выпуска (в большинстве случаев, каждый год обновляется с единицы, применительно к федеральным законам вносят сокращения «ФЗ», «ФКЗ»);
  • законодательный заголовок (означает предмет, регламентируемый рассматриваемым нпа).

Главными распознавательными свойствами нормативно-правовых документов являются: заголовок, число утверждения и номер акта.

Пример 1

К примеру, степень воздействия нормативного акта с юридической стороны характеризуется его видовой принадлежностью; число вступления правового документа в силу законного действия определяет его преимущество перед подобным одновидовым актом.

Заголовок является названием законодательного документа. Он относится к внешней и внутренней структурной составляющей документа, а также характеризует суть определенной отрасли юридических положений.

История законодательства выделяет множество форм создания заголовков.

К примеру, по издавшим законы государственным структурам (магистраты Рима), по именам лиц, придумавших нормы права (законы Хаммурани, Драконта и прочее), по именам лиц, инспирировавших вынесение законопроекта на обсуждение (закон Шермана, Робинсона—Патмана, Тафта—Хартли и прочее), последнее характерно для Соединенных Штатов Америки. В России тоже давали названия законом по именам создавших их лиц (Правда Ярославичей, Уложение царя Алексея Михайловича, судебник Ивана III и прочее).

Замечание 1

В настоящее время, особенно в Российской Федерации, заголовки, как правило, характеризуют предмет, регламентирования правового акта, изложенную в нем суть. Это значительно облегчает применение нормативных документов и ссылок на них, а также поиск таких документов.

https://www.youtube.com/watch?v=jwjWrpSHtdQ

Заголовок обязан строго соответствовать предмету регулирования акта, выражая регламентируемые актом социальные взаимоотношения. Текст заголовка в наименовании нормативного документа должен облегчить сотрудникам правовой системы и всем иным лицам его поиск и мгновенное понимание сущности документа. Заголовок должен быть коротким и максимально выражать суть нпа.

Пример 2

В основном современное законодательство соответствует этому требованию. К примеру, законы: «О несостоятельности (банкротстве)», «О ветеранах», «Об акционерных обществах», «О погребении и похоронном деле».

А в качестве примера, не отвечающего данному требованию можно привести закон: «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

Бытует общественное мнение о введении коротких подзаголовков в тех случаях, когда невозможно избежать длинного названия документа в основном заголовке.

Главные правила, по которым заголовок нпа должен:

  • быть точным и передавать содержание правового документа (к примеру, «О политических партиях»);
  • быть коротким и емко выражать сущность правового документа. В качестве несоответствия этому правилу можно привести пример Указа Банка России от 31.03.2014 № 3220-У «О порядке представления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами на основании требования Банка России, направляемого в соответствии с частью 3 статьи 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», и порядке признания утратившей силу лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, или лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, или генеральной лицензии». Подобные наименования сложно употребимы в практическом и словесном обращении;
  • содержать приемлемую обобщенность материала, передающую смысловое значение документа, чтобы оно не было нарушено короткой длиной заголовка. К примеру, заголовок Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» дает только обобщенное понятие о том, что регламентирует данный закон. Однокомпонентные заголовки не раскрывают содержание и не передают нужной информации нпа для удобного использования сотрудниками системы права или иными лицами;
  • быть емким, данное обстоятельство особенно касается разносторонних правовых документов, любая составляющая часть которых может рассматриваться в качестве независимого нормативно-правового акта, но для удобства применения в ходе практической работы такие части объединены в целостный нормативный документ под одним заголовком. К примеру, заголовок Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», который регламентирует обеспечение и предоставление услуг связи на территории РФ, удовлетворение необходимостей в использовании услугами связи государственных органов, подразделений обороны, структур, обеспечивающих безопасность и отсутствие правонарушений на территории государства, поддержка подающих надежды нововведений в технологической сфере, охрану и соблюдение интересов потребителей услуг связи, обеспечение и поддержку качественной связи различных хозяйствующих организаций РФ, создание законной конкуренции в сфере предоставления услуг связи, обеспечение расширения отечественных предприятий и учреждений по предоставлению услуг связи, расширения их взаимодействия с международным рынком с сохранением центрального регулирования отечественными радиочастотными ресурсами, в частности орбитально-частотным и ресурсом нумерации. В рассмотренном федеральном законе отражен совокупный подход к управлению и предоставлению услуг связи, чему соответствует емкий заголовок;
  • быть формально официальным, без эмоциональных штрихов.

Наименование и введение нормативно-правовых актов

Наименование нормативного акта может быть полным, либо сокращенной аббревиатурой.

Полное наименование является формализованным, оно в кратком виде характеризует внутреннюю суть нпа, указывает предмет управления, обеспечивая возможность безошибочно распознавать законодательный документ среди других и формировать на него сноски с полным наименованием.

Замечание 2

В полное наименование нормативных актов не стоит добавлять разъяснительные комментарии по предмету управления, в частности ведущие элементы текста, берущиеся в скобки, так как они затрудняют формирование сносок.

Короткое наименование нормативно-правовых актов применяется для упрощения его употребления в различных юридическо-правовых отношениях. Данное наименование обычно складывается из ведущих частей полного заголовка. К примеру, Федеральный закон от 14.06.

2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» в сокращенном виде будет употребляться как Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика пассажиров метрополитеном.

Пример 3

Главные элементы сокращенного наименования формируются из элементов полного наименования. К примеру, Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» коротко именуется Законом об охоте.

Основной целью образования сокращенных наименований нпа является облегчение и упрощение использования правовых документов в практической деятельности, поэтому короткое наименование должно быть четким и емким для большей информативности о внутреннем содержании документа и удобства работы с ним.

В некоторых законодательных документах зарубежных государств присутствует оглавление, отражающее все разделы и пункты нормативного акта. Преимущественно оглавление содержится в законах. Оно выступает официальным признаком нпа. Данную технику можно применять и в отечественной законодательной практике относительно актов с весомым объемом разделов.

Преамбула, или введение, является независимой единицей структуры правовых документов, дополняющей его базисную составляющую. Преамбула не содержит статьи. Введение нпа, задавая цели и назначение создания правового документа, целостно связывает каждую его часть одной идеей, политическим базисом права и направлением.

Замечание 3

Большой значимостью наделяются преамбулы в нормативных документах, устремленных к гражданскому населению, социальным объединениям, различным организациям и учреждениям.

В преамбулах не должны содержаться автономные правовые постановления, обобщенные требования по развитию и улучшению производственной и трудовой деятельности, ужесточение притязательности к исполнителям, усиление требований по несению обязанностей предусмотренных актом санкций, иные законодательные документы, отмененные или измененные из-за выпуска нового нпа.

Принципы введения нпа выступают ориентиром правоприменения законодательных документов и их конкретных постановлений, что является отражением нормо-управительного свойства преамбул. Важность преамбулы представляют в разрешении вопросов на основе аналогии прав.

Основные принципы

В процессе создания правовых документов законодательные органы стремятся разместить в начале нормативного акта материалы, касающиеся единых принципов управления и единых положений, которые затрагивают каждый момент и грань предусмотренных задач. Таким образом, складывается первая часть нпа, именуемая «общие положения», «основные принципы», «общие предписания» и иное. В различных отечественных правовых документах данная часть может именоваться «общей частью».

Замечание 4

Во многокомпонентных структурированных документах права общие предписания могут входить в любой большой раздел.

Общие предписания нпа включают себя ведущую терминологию и определенные положения, регламентирующие:

  • область законодательного влияния и предмет управления;
  • цели и область законного правоприменения;
  • принципы или базисные пункты;
  • законы РФ в регулируемых задачах;
  • компетенцию федеральных органов государства (и других подразделений и лиц);
  • деяния по исчислению временных промежутков, по участвующим лицам, по месту положения и прочее.

Опиши задание

Рубрикация нормативно-правовых актов

Структура нпа, как правило, включает в себя части, разделы, главы, подразделы и различные меньшие по объему элементы.

Внутренняя рубрикация правовых документов основывается на материальных началах, что подразумевает под собой разделение отношений общества, регламентируемых законодательно, на конкретные области согласно их направленности и смыслу. Данная рубрикация обязательно должна отражать строй выбранного вида (подвида, института) права.

Пример 4

К примеру, Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве подвида права трактует договорное право, предписания из причинения вреда, наследственное право, международное частное право, право интеллектуальной собственности.

Законодательство других стран в структуре рубрик нпа рассматривает разделы, главы, параграфы, титулы, книги. Документы с большим количеством страниц и текстового материала имеют двух- или трехуровневое деление, к примеру части (титулы, книги) подразделяются на разделы, которые содержат главы (параграфы).

Замечание 5

Отечественное законодательство мало внимания отводит рубрикации нормативных актов, и практика ее применения складывается сложно и мало стандартизирована, в ней нет единообразия, но присутствует ряд коллизий.

В случае одноуровневой рубрикации документов в основном встречаются главы, однако, есть акты, содержащие в себе разделы (Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/juridicheskaja-tehnika/struktura-normativnyh-pravovyh-aktov/

Нормативно-правовой акт – понятие, структура и признаки

Общая характеристика преамбулы нормативного акта

Самая распространённая расшифровка НПА — нормативно-правовой акт. Это понятие обозначает официально утверждённый документ правотворческого органа государственной власти, содержащий нормы права.

Такие акты обычно создаются органами государственной власти, которые имеют право принятия нормативных решений по вопросам, переданным им для рассмотрения. Подобная документация всегда выражает государственную волю, а потому является властной, официальной, авторитарной и обязательной.

Для нормативных актов характерны следующие признаки:

  • Правотворческий характер. Подобные документы или устанавливают правовые нормы, или изменяют их, или отменяют. То есть они являются носителями указанной информации.
  • Издание осуществляется только в рамках компетенции определённого органа. Это гарантирует отсутствие в государстве различных решений нормативного характера по одним и тем же вопросам.
  • Документальный вид. Письменная форма позволяет достигнуть единого понимания юридической нормы.
  • Обязательные реквизиты. К таковым относятся вид акта, его название, наименование государственного органа, дата и место принятия, порядковый номер.
  • Соответствие положениям Конституции Российской Федерации и отсутствие противоречий с пунктами нормативных актов, имеющих более высокую юридическую силу.
  • Доведение до граждан и юридических лиц. Государство может потребовать обязательного исполнения нового законотворческого документа только после его официальной публикации. До этого момента за нарушение новой нормы права наложение санкций не допускается.

Структура акта

Соответствующее оформление документа, то есть наличие обязательных реквизитов, свидетельствует о его юридической силе, определяет предмет акта и сферу отношений, которую он регулирует, а также содержит всю необходимую информацию о государственной структуре, издавшей его. Кроме того, название и номер делают документ индивидуальным, выделяют его из числа других законодательных норм, удостоверяют подлинность и определяют место нового нормативного положения в законодательной иерархии.

Все правовые акты отличаются особой разбивкой на внутренние части:

  • преамбула;
  • разделы;
  • главы;
  • статьи;
  • пункты.

Преамбулой называется вводная часть документа, которая предваряет основной текст законопроекта. В ней содержится методология, позволяющая понять, правильно истолковать и применить положения, которые содержатся в следующих частях.

Преамбула не содержит:

  • Нормативные предписания.
  • Деление на статьи.
  • Ссылки на другие акты законодательства, которые должны быть признаны утратившими силу или изменёнными по причине издания настоящей законодательной нормы.
  • Легальные дефиниции.
  • Формулирование предмета, который законопроект призван регулировать.
  • Нумерация.

Нормативное содержание представляет собой все нормы и положения, содержащиеся в документе. Указанный текст всегда имеет строгую структуру, каждый элемент которой обычно имеет наименование и цифровую информацию:

  1. Разделы. Это самое большое подразделение, разделённое на главы.
  2. Главы. В каждой главе содержатся статьи.
  3. Статья. Основная единица структуры законопроекта, которая состоит из частей.
  4. Часть. Нумеруется арабской цифрой с точкой. Делится на пункты.
  5. Пункт. Обозначается арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой. Состоит из подпунктов.
  6. Подпункты. Эту структурную единицу обозначают строчной русской буквой с закрывающей круглой скобкой.

Иногда части, пункты и подпункты могут быть разделены на абзацы. Обычно не допускается больше пяти подобных единиц. Но такое ограничение не касается статей, которые содержат перечни используемых в документе основных понятий.

Иерархическая система

Все законодательные нормы, принятые государственными органами России, составляют особую иерархическую систему. Она выглядит следующим образом:

  1. Конституция или основной Закон Российской Федерации.
  2. Федеральные законы.
  3. Указы Президента.
  4. Постановления Правительства.
  5. Законодательные нормы, принятые министерствами и ведомствами.

Некоторые нормативные акты специалисты в области юриспруденции выделяют в особую группу. К таким положениям относятся:

  • Международные соглашения, заключённые Россией с другими государствами.
  • Нормы, изданные государственными органами субъектов Федерации.

Классификация норм

Нормативно-правовые положения имеют не только иерархию, но и классификацию. Так, акты различают по следующим основаниям:

  • Субъект правотворчества. Принять законодательный акт может госорган, общественная организация или народ (путём проведения референдума).
  • Сфера распространения. По этому параметру нормы делятся на федеральные, действующие на территории субъектов РФ, органов муниципальной власти, а также локальную нормативку отдельных предприятий и учреждений.
  • Время действия. Одни положения законодательства принимаются на неопределённый длительный срок, другие же носят временный характер и чётко установленный период.
  • Юридическая сила. От этого признака зависит значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

Основные виды

Согласно правилам нормотворчества, все правовые положения, принятые вышестоящими органами, обладают преимущественным правом или более высокой юридической силой по сравнению с нормами, изданными государственными органами, находящимися ниже.

Таким образом, последние должны принимать правовые документы только на основании и во исполнение законодательных распоряжений вышестоящих инстанций. По этому критерию правовые документы делят на законы и подзаконные нормы.

А также выделяют положения, относящиеся к международному законодательству.

Законы России

Закон представляет собой один из видов нормативно-правового акта.

Это понятие подразумевает, что положение издаётся, согласно строгому регламенту, Государственной Думой России или референдумом, который обладает самой высокой юридической силой.

Порядок принятия новых законов называют законодательной процедурой, какие-либо отклонения от неё недопустимы. Любой новый правовой акт вступает в силу только после публикации его полного текста на официальном ресурсе.

Виды законов:

  • Конституция. Этот закон является наиглавнейшим нормативным актом государства. В нём закреплены основы конституционного строя, устройство государства, а также свободы, права и обязанности граждан страны.
  • Федеральные законы подразделяются на три типа. Первый — конституционные законы, которые регулируют вопросы, определённые в Конституции. В них указанные темы рассматриваются подробнее. Второй тип — правовые нормы, предназначенные для урегулирования проблем различных сфер общественных взаимоотношений. Кодексы являются третьим типом федеральных законов и содержат систему положений отдельной правовой отрасли.
  • Законы субъектов Федерации. Эти нормы права принимают законодательные органы краёв, областей, республик и городов федерального значения. Они обязательны только для людей, которые проживают на территории субъекта, издавшего акт.

Международные документы

Среди нормативных правовых актов особо выделяются международные законы. Конституция Российской Федерации устанавливает, что принципы и нормы, принятые в международной правовой схеме, так же, как соглашения, заключённые правительством России с другими государствами, относятся к национальной системе права.

Полномочия по изданию таких нормативных документов имеют организации, находящиеся вне юрисдикции России. Международные положения подразделяются на такие виды:

  • Директивы, дающие правительству некоторых государств возможность выбрать, каким образом реализовывать новые обязательства.
  • Постановления, которые содержат требования, обязательные для выполнения всеми странами.

Подзаконные положения

Подзаконные акты представляют собой нормы, основанные на законе, не противоречащие ему. Их юридическая сила меньше по сравнению с указанными положениями.

Виды подзаконных положений:

  • Общие нормы, которые обязательны для всех людей, находящихся в стране. К таковым относятся нормативные документы, издаваемые Президентом и Правительством России. Правительственные акты затрагивают различные сферы жизни и производственной деятельности граждан. Они обязательны для исполнения и всегда основаны на законодательстве государства и Указах его главы. Эти правовые положения подписывает Председатель Правительства РФ.
  • Нормы, которые издаются органами власти на местах, то есть правовые документы муниципальных образований по разным проблемам местного значения.
  • Ведомственными актами являются различные распоряжения и инструкции Министерств и ведомств. Они могут быть предназначены для регулирования деятельности подчинённых учреждений или быть обязательными для выполнения всеми гражданами. К примеру, Министерство финансов может издавать положения, которые обязаны выполнять все. Принимаемый Госстандартом РФ ГОСТ, согласно которому осуществляется стандартизация процессов производства и предоставления услуг, также относится к нормативным правовым документам.
  • Нормы, издаваемые организациями для внутреннего исполнения. Их называют корпоративными. Такие документы являются нормативно-правовой базой и устанавливают порядок функционирования предприятия и взаимоотношений его персонала. Их исполнение является обязательным только для коллектива компании. Это могут быть уставы, распоряжения, инструкции, правила, приказы и тому подобное.

Решения судебной власти

Не все юристы согласны с тем, что акты, издаваемые высшими судами, следует относить к источникам права. Подобные решения приобретают некоторые характеристики нормативного положения после обобщения практики различных судебных органов.

При выявлении неточностей и неясностей в нормах законодательства суды могут уточнить и дать конкретные объяснения по вопросам применения правовых актов, не издавая новых положений. Высшие судебные органы выпускают новые нормы права для того, чтобы суды во время ведения процессов имели наиболее точное толкование законодательства России.

Отличия ненормативных элементов права

К ненормативным правовым актам относятся документы, которые обязаны исполнять только указанные в них граждане. По этой причине подобные положения часто называют индивидуальной правовой нормой.

Характерные отличия:

  • Акт имеет индивидуальный характер, который обусловлен его правоприменительными характеристиками.
  • Положение не предназначено для установления общего порядка поведения граждан и принимается только с целью исполнения норм законодательства.
  • Властное предписание, которое содержит документ, устанавливает, изменяет или прекращает права и обязанности конкретных граждан.
  • Указанное предписание всегда обязательно для исполнения.
  • Такие нормы госорганы принимают в инициативном порядке, а потому они односторонние.
  • Форма документа обычно определяется соответствующим нормативом, но также она может быть свободной.
  • Действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением.

Взаимоотношение граждан и производственная деятельность предприятий, а также функционирование учреждений регулируется нормами права, которые принимаются государственными органами разных уровней. Эти положения имеют строгую иерархию, нарушение которой недопустимо.

Источник: https://nauka.club/pravovedenie/normativno-pravovoy-akt.html

Юрист расскажет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: